А вот министр внутренних дел Калмуханбет Касымов не такой, он воспитанный. Больше того, он – человек с пониманием. И к просьбе такой отнесётся со всем уважением и вниманием. И даже, глядишь, денег даст. Только не своих – боже упаси! – бюджетных.

А речь, собственно, вот о чём. Есть в Казахстане ТОО, о котором слышал каждый водитель. Это фирма «Латон», которая изготавливает номера на автомобили и регистрационные документы. Занимается она этим делом давно – аж с 1994-го года. Поначалу 58% от прибыли это ТОО перечисляло на спецсчёт, откуда поощряли работников МВД, укрепляли материально-техническую базу правоохранительных органов. В 1999 году руководитель ТОО «Латон» Александр Лобанов даже давал пресс-конференцию, где объяснял, почему без них никак не обойтись, а также рассказывал, что львиная доля средств уходит в МВД и на налоги, а «Латон» всю прибыль тратит исключительно на развитие производства.

С тех пор «Латон» окреп, встал на ноги, выстроил новое производство – стекольное. Вот как умилительно выглядит описание фирмы на веб-сайте «Лучшие люди Казахстана»:

«Сотни разработанных и реализованных проектов в области IT-технологий, почти 13 млн государственных регистрационных номерных знаков для автомобилей, более 7 млн выпущенных водительских удостоверений и около 9,5 млн свидетельств регистрации транспортных средств, развитая сеть дочерних предприятий, работающих в ключевых отраслях экономики, безупречная деловая репутация, статус одной из крупных компаний Казахстана – всё это далеко не полный перечень достигнутого ТОО «Фирма «Латон» за восемнадцать лет деятельности».

За это время кто только не пытался лишить «Латон» столь прибыльного бизнеса! Например, Болат Искаков, возглавлявший Министерство внутренних дел, всё хотел навести порядок во взаимоотношениях государства и «Латона». Серик Баймаганбетов, придя в апреле 2009 года, уже в октябре заявил на заседании республиканского общественного совета по борьбе с коррупцией при НДП «Нур Отан»: «Мы изучаем законность деятельности по изготовлению водительских удостоверений, технических паспортов, государственных номерных знаков и обслуживанию автоматизированных систем дорожной полиции. С 1995 года этим занимаются негосударственные структуры – ТОО «Латон» и «Дана», это, на наш взгляд, не совсем законно и обоснованно».

Но никто ничего не сумел сделать. Министры приходили и уходили, а «Латон» оставался. Даже Счётный комитет неоднократно делал замечания МВД по взаимоотношениям с «Латоном»! Например, по итогам контроля за целевым и эффективным использованием средств республиканского бюджета, выделенных в 2003–2004 годах, был установлен целый ряд нарушений: и закуп услуг у «Латона» просто в форме подписания допсоглашения к договору 2002 года, и нарушение правил сбора средств, и неперечисление «Латоном» выручки в бюджет в течение двух лет и проч.

И вот 19 ноября 2012 года Калмуханбет Касымов, возглавляющий то же ведомство, выступая на правительственном часе в мажилисе, делает такое заявление (цитирую по сообщению агентства «Интерфакс-Казахстан»):

– В трудные времена – в 1993 году – работа (по выпуску номеров, техпаспортов и прав) была поручена компании «Латон». Они готовы передать нам производство, но надо компенсировать им сумму – 53 млн долларов.

Вот тут-то и приходит на ум сравнение с предприимчивым соседом, с которого я начал. Значит, фирма «Латон» раскрутилась за счёт денег, которые взимала с автомобилистов, да так лихо, что создала параллельное производство, и теперь хочет заработать на том же самом ещё раз. И опять же за наш с вами счёт – за счёт налогоплательщиков! И не миллион, не два, а 53 миллиона долларов!

Во-первых, откуда такая цифра? Уже упомянутый Серик Баймаганбетов называл другую стоимость отказа от услуг «Латона» – 500 млн тенге. Это тоже немало – почти 3,5 млн долларов, но не 53 же! Ощущение, что цифры берутся с потолка, причём с потолка в кабинете г-на Лобанова!

Во-вторых, деньги, которые вложил «Латон» в оборудование и технологии – между прочим, наши деньги, – уже многократно «отбились». Ещё в апреле 1999 года г-н Лобанов заявлял, что в производство спецпродукции вложено 7,5 млн долларов, и проект полностью окупится уже в 2000 году. Ладно, предположим, что что-то пошло не так, и окупаемость настигла «Латон» только через два-три года. Даже если допустить такое, получается, что вот уже 10 лет «Латон» приносит чистую прибыль! Что же мы должны им компенсировать?

Кому это нужно, кроме неизвестных, но, видимо, весьма влиятельных учредителей ТОО «Фирма «Латон»?

У меня только одна надежда – что г-н Касымов сказал это специально. Надеюсь, Калмуханбет Нурмуханбетович категорически против такой «спецоперации» по отъёму денег из бюджета, но на него давят, и потому он решил обнародовать эту информацию, чтобы всколыхнуть общественное мнение. Что ж, ему это удалось!

Возмущению казахстанцев нет предела, но, поскольку их никто не спрашивает, они сами вынуждены задавать вопросы – по большей части риторические, – вкладывая в них своё возмущение происходящим.

Почему государственные номерные знаки изготавливала частная лавочка? Почему это не могли делать в самом МВД? Если уж списывать всё на «трудные времена», то почему эти «трудные времена» продолжались для МВД так долго? Почему бы просто не организовать собственное производство с нуля? Почему бы «Латону» в знак благодарности казахстанским автолюбителям за безбедную жизнь в течение почти 20 лет не передать всё производство государству безвозмездно?

Меня лично пугает ещё и то соображение, что таких вот «латонов» при каждом министерстве пруд пруди. Одни что-то паяют, другие строгают, третьи поставляют, четвертые разрабатывают. Причём делают это уже давно, невзирая на законы о госзакупках и борьбу с коррупцией. Ну, как они, глядя на «Латон», тоже захотят продать свой бизнес государству за несколько десятков миллионов долларов? Мы ж так не только всю казну – Национальный фонд растратим!

Частенько приходится слышать, что коррупция у нас ещё со времён Российской империи прижилась, да так крепко, что не выведешь. А я скажу вам, что она не просто прижилась, но мутировала, и наши казнокрады дадут фору самому Александру Меншикову. Тот, помнится, гнилое сукно для армии поставлял, но и он не додумался продать саму функцию по снабжению армии. А наши современники переплюнули и князя Меншикова, и всех его последователей, ибо придумали не только как украсть у государства и народа, но и как украденное продать обратно да ещё втридорога!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter