В сенате обсуждался законопроект по унификации почтовой связи Казахстана с нормами Всемирного почтового союза. Разве мог кто-то предположить, что это станет поводом предъявить руководству «Казпочты» очередные претензии? Однако это произошло. Светлана Джалмагамбетова привела конкретные цифры, доказывающие, что руководство «Казпочты» страшно далеко от своего народа – рядовых работников, особенно, если дело касается зарплаты. 20 почтальонов Жаркаинского районы Акмолинской области все вместе работают на 5,5 ставки. На полную ставку работает почтальон только в одном селе, в других населённых пунктах трудятся и за 0,3, и за 0,2 ставки. Получая на всех чуть больше 240 тыс. тенге, эти бравые два десятка приносят родной компании 750 тыс. в месяц в виде комиссионных от доставки пенсий. А если сюда прибавить другие услуги?

То есть, судя по одному отдельно взятому району, услуги, которые оказывает «Казпочта» на селе, не убыточны, а, наоборот, прибыльны? Хотя ранее топ-менеджмент «Казпочты» доказывал, что сельские отделения надо закрыть, так как они заведомо неэффективны с точки зрения бизнеса. Тогда – это было в феврале – воспротивились депутаты мажилиса. Они, кстати, усомнились в том, что на оказании почтовых услуг нельзя заработать. Хотя и поняли, что поделать с этим ничего не могут.

«Выкарабкаться из долговой ямы не можете, –  констатировала тогда Дарига Назарбаева. –  Это в силу объективных причин и, может быть, ещё и несовершенства менеджмента, о котором тоже надо бы подумать. Потому что уже, глядя на структуру вашего хозяйства, я вам сразу могу назвать несколько статей, где можно оптимизировать расходы спокойно и сэкономленные деньги направить на зарплату людям».

Спустя четыре месяца Светлана Джалмагамбетова прямо указала направление оптимизации – высокие зарплаты руководителей «Казпочты». Они, правда, на её запрос не ответили, ссылаясь на закон о ФНБ «Самрук-Казына», против которого, кстати, в своё время г-жа Джалмагамбетова страстно выступала. Однако от ретивого депутата ничего не скроешь: «Как выяснилось, зарплата руководителей АО «Казпочта» без бонусов, премий варьируется в пределах 1–1,5 млн тенге ежемесячно. Я далека от мысли заглядывать в чужой карман, но огромная разница в оплате труда производственного и руководящего персонала при неполном обеспечении доступности почтовых услуг должна, на мой взгляд, озаботить правительство», – цитирует сенатора КазТАГ.

По её мнению, оказание почтовых услуг, в частности на селе, –  это социально значимая работа и «она может быть убыточной особенно в малонаселённых районах». «Тем не менее только за выплату и доставку пенсий и пособий АО «Казпочта» получает в качестве комиссионных вознаграждений 5,2 млрд тенге в год. Со следующего года они требуют увеличить комиссионные почти в 2 раза, соответственно, могут получать 9,3 млрд тенге», –  заключила Джалмагамбетова.

Тема эта не в первый раз поднимается в стенах парламента. Так в апреле 2012 года мажилисмен Виктор Рогалёв обратился с депутатским запросом к главе Фонда «Самрук-Казына» Умирзаку Шукееву. Он, в частности, заявлял: «Практически во всех сельских почтовых отделениях их начальники, получающие в месяц всего от 3 до 20 тыс. тенге, кроме своей непосредственной работы вынуждены выполнять одновременно функции почтальона, истопника и уборщика помещений (при 0,1–0,8 штатных единиц). Если в отрасли в целом по причине низкой заработной платы и других упомянутых факторов сохраняется высокая сменяемость персонала, то в сельской местности вообще работают лишь одни энтузиасты».

Однако ситуация, как видим, не меняется. Да и может ли она измениться? Руководство «Казпочты» спит и видит, как бы превратить её из почтовой организации в нечто большее. Сначала удалось добиться лицензии на осуществление брокерской, затем банковской деятельности. Уже выпускаются карты «Казпочты», повсюду ставят банкоматы «Казпочты»… И всё вроде бы логично: брокерская лицензия была нужна для проведения народного IPO, банковская деятельность вытекает из обязанности доставлять пенсии, пособия, зарплату, принимать коммунальные платежи.

Однако «народное IPO» прошло успешно не благодаря, а, скорее, вопреки «Казпочте». Представители «Казтрансойла», конечно, никогда впрямую не обвиняли «Казпочту», однако прозрачно намекали на трудности, которые были связаны с её неготовностью к качественному и своевременному обслуживанию населения. «Мы увидели, что главный трансфер-агент нашей страны – «Казпочта» – работал в очень напряжённом режиме и некоторые объёмы заявок очень долго оформлялись, – говорил глава КТО Кайргельды Кабылдин. –  В ходе размещения акций КТО были сроки продлены до 10 дней по просьбе «Казпочты», заявки и денежные средства клиентов поступали в систему биржи вплоть до 11 декабря, хотя мы 6 декабря закрыли официально».

Даже Аркен Арыстанов, возглавлявший «Казпочту» в то время, признавал сбои: «Да, в ходе IPO, особенно в первые дни, отмечались случаи, когда программное обеспечение на местах «зависало», не выдерживая большого потока одновременных заявок. В результате людям приходилось какое-то время стоять в очереди, дожидаясь, пока им откроют счёт».

Что же касается доставки пенсий и пособий, последние год-два «Казпочта» бьёт все рекорды по количеству скандалов, связанных с хищениями, несвоевременной доставкой и прочими махинациями отдельных сотрудников, это практически в каждом регионе страны.

На сайте «Казпочты» можно найти информацию о том, какую долю она занимает в общем объёме оказания услуг населению. Так вот, что касается оплаты комуслуг и налоговых платежей – это 30%. По доставке пенсий и пособий – чуть больше 40%. Зато в доставке корреспонденции их заменить почти невозможно: в доставке периодической печати их доля составляет 96%, писем – 84%, посылок – 72%. Так что главная их функция – всё-таки почтовая. Однако эта простая мысль, похоже, совсем не кажется логичной руководству Фонда «Самрук-Казына». Так директор по управлению коммуникационными активами фонда Серик Саудабаев заявлял, что в период с 2019 по 2022 годы «Казпочта» сможет выйти на международный рынок и создать на своей базе международный Центральноазиатский хаб почтовых отправлений.

Есть один интересный сайт в Казахстане, называется «Жалобная книга». Там каждый может пожаловаться на любую организацию. На первом месте по числу жалоб – коммунальщики и КСК. А второе место прочно занимает «Казпочта», обойдя и чиновников, и даже полицию. Люди жалуются на потерянные посылки, на недоставленные вовремя извещения, на то, что за пенсией приходится выстаивать длиннющую очередь. Ну какой тут может быть хаб?

Один из бывших руководителей «Самрук-Казына», инвестиционный банкир Айдан Карибжанов не так давно написал на своей странице в «Фейсбуке»: «Deutsche Post DHL, немецкая почта порадовала инвесторов ростом прибыли. Прирост обеспечен ростом интернет-торговли. В мире есть почтовые компании, которые занимаются чем положено: чтобы посылка вовремя дошла до адресата и не потерялась. Потому прорабатывают логистику, строят склады, наращивают транспорт, применяют IT-технологии. А есть почты, которые хотят превратиться в сказочного лебедя. Например, в логистический хаб. Или стать банком, выпустить карточки, накупить банкоматов. Этими навязчивыми идеями болеют годами, пишут красивые презентации, даже пытаются вести образ жизни как у банкиров. Вот только посылки у них долго ходят. Но до посылок ли, когда такое в мире происходит? О посылках пусть немцы думают».

Может быть, действительно перестать заниматься маниловщиной, а выстроить сначала основной бизнес, как положено? Конечно, эта задача не для таких, как нынешний председатель правления «Казпочта» Аскар Бейсенбаев, имеющий степень МВА со специализацией на финансах и стратегии, полученную в Goizueta Business School, Emory University, Атланта, США. А может, наоборот, как раз для таких, ведь вряд ли его в Штатах учили делить одну ставку на пять человек. Однако ж гляди, додумался! Может быть, если его мозги правильным образом использовать, толк будет?

Вот только кто и как ему объяснит, что «Казпочта» – это прежде всего почтовые услуги? Пока ни у кого не получилось…

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter