Прямой эфир Новости спорта

Гоцман-Амрин

Назначение Госмана Амрина заместителем председателя Комитета национальной безопасности – почти хрестоматийный пример кадровой политики в стране. При известной наблюдательности его можно было предвидеть. На основании этого назначения можно сделать определенные выводы и прогнозы. И, наконец, оно вызывает прямые, почти литературные ассоциации.

Начнем с предсказуемости. 3 сентября президент призвал к себе Госмана Амрина, тогда еще руководителя Фонда недвижимости «Самрук-Казына», чтобы узнать, как обстоят дела с реализацией программы поддержки долевого строительства. «Мы доложили главе государства о промежуточных результатах работы нашего фонда на текущий период по решению проблем дольщиков в Астане и Алматы, какие объекты будут вводиться в 2010, 2011 годах. Та задача, которая перед нами стояла по стабилизации сектора недвижимости, в целом решается», – сообщил журналистам Госман Каримович.

Уже тогда астанинские любители погадать на кофейной гуще и любители конспирологии предсказали, что Госман Амрин получит новое назначение. Сегодня мы вынуждены признать, что они оказались правы. Чуть больше месяца назад Госман Амрин не просто отчитался перед президентом о проделанной работе, но и, видимо, получил задание сдавать дела и переходить на новый участок работы.

Замечу, кстати, что тем самым Амрин был выведен из числа тех, по кому ударит тяжелая артиллерия правоохранительных органов, выполняя указание, данное на Совбезе в пятницу: все институты развития проверить, виновных в неэффективной их деятельности наказать. Госман Амрин в этих самых «институтах развития» с 2004 года: возглавлял разные фонды – от инновационного до развития малого предпринимательства. Был советником Келимбетова, руководил фондом недвижимости. А можно еще прибавить Центр инжиниринга и трансферта технологий… В общем, если бросить горстку камней в сторону институтов развития, один камушек да попадет в г-на Амрина обязательно. Теперь, удачно «назначившись» в КНБ, он выведен из-под удара. Редкая птица захочет клевать зам­председателя комитета.

Но мы отвлеклись. «Объективка» на Амрина просто кричит кадровикам из АП: он тот, кто вам нужен. Во-первых, выпускник Высшей школы КГБ СССР (офицер со специальным высшим образованием и знанием иностранного языка). Во-вторых, служил в спецорганах семь лет. В-третьих, дважды был заместителем министра обороны по экономике и финансам. Лучше человека не сыскать (для чего? – об этом ниже).

Про страницы биографии, связанные с комитетом, он, кстати, говорит не стесняясь: «Мы все верили в коммунизм, мы понимали, что были внешние угрозы, поэтому для нас было приоритетом стать офицером спецслужб Советского Союза... Естественно, что во времена СССР я думал, что буду в системе Комитета государственной безопасности. Потом, как и для всех других, произошло серьёзное изменение. Поменялось мировоззрение…»

Он был первым невоенным замминистра в Минобороны. Знающие люди утверждают, что он по-настоящему серьёзно начал перестраивать всю финансовую систему МО, и получалось у него это хорошо. Вообще о Госмане Амрине отзываются как о человеке трудолюбивом, грамотном экономисте, обладающем системным мышлением (сказывается физмат, пусть даже и в пединституте).

Одно пятно есть в его биографии – участие в ДВК. Сейчас уже, кажется, мало кто помнит, что это такое, но в свое время появление Демократического выбора Казахстана сильно тряхнуло отечественную политическую поляну. Одним из «подписантов» заявления ДВК был Госман Амрин. Потом, правда, быстро одумался, открестился от «демвыбора» и, кажется, доказал лояльность и здравомыслие. В этом, кстати, они схожи с Кайратом Келимбетовым, который, видимо, не забыл, как они вместе «выходили из окружения», и при любой возможности оказывал Амрину поддержку.

Как бы то ни было, после ДВК Госману Амрину доверяли весьма ответственные участки работы. И повсюду ему удавалось снискать славу человека принципиального и откровенного. Из Минобороны он ушел во второй раз по собственному желанию: «Я решительно хотел поменять работу, так как был совсем не согласен с той политикой, которая была в те времена в Министерстве обороны» (министром в ту пору был, напомню, Мухтар Алтынбаев)…

Вспоминается и такой эпизод. Когда всплыла версия, что заказчиком убийства Алтынбека Сарсенбаева выступил Ержан Утембаев, было всего несколько голосов в защиту последнего. Один из них принадлежал Амрину: «Утембаев не был человеком, который мог бы затаить какую-то обиду». Корреспондент, помню, еще недоумевал, почему молчат Нурлан Каппаров и Ерболат Досаев, хотя у них были более близкие отношения с обвиняемым. Госман Каримович ответил так: «Мне кажется, это, наверное, от каких-то моральных принципов. Я, допустим, привык искренне говорить. Ведь один раз живу на этом свете. К чему мне? Тем более я стараюсь обычно не переходить грань и не говорить то, чего не было. И особенно не люблю играть на руку каким-либо из сил...»

Это, конечно, всё штрихи к портрету. Вот и ещё один. Когда наша газета пару лет назад спросила известных казахстанских политиков: «Какой подарок вы хотели бы получить в новогоднюю ночь?», Госман Амрин ответил: «Мечтаю о хорошей солнечной погоде».

А теперь несколько слов о том, что же его появление в КНБ означает. Нетрудно предположить, что КНБ будет усиливать работу по борьбе с экономическими преступлениями. Финпол, ведущий эту работу, все-таки действует слишком топорно: сказываются отсутствие глубоких знаний в этой сфере да и оперативные привычки «следаков»… Вот и начинают дела всё чаще разваливаться. Чтобы победить коррупцию и злоупотребления, недостаточно просто подбросить меченые купюры и обвинить в лоббировании чьих-то интересов. Тут надо тоньше работать, раскрывать схемы, находить глубоко запрятанные «откаты» и «заносы».

Мне кажется, именно этим теперь и будет заниматься Госман Амрин – возглавит борьбу с экономическими преступлениями в рамках КНБ.

Тут вам и почти литературные ассоциации подоспели. Каюсь, придумал не я, а анонимные комментаторы на одном из казахстанских веб-порталов, но уж больно хороша идея. Так вот: имя нашего героя удивительным образом созвучно с фамилией главного действующего лица сериала «Ликвидация» – Давида Марковича Гоцмана. Тот, если мне память не изменяет, был призван вывести на чистую воду воров, мошенников и обманщиков. Госман будет заниматься тем же, но не в Одессе, а в Казахстане.

Это ещё может означать, что финансовой полиции грозит усечение, если не полная ампутация. В рамках реформы правоохранительной системы. Правда, я не стал бы тут торопиться с выводами. Финпол захочет доказать, что у них есть порох в пороховницах. Так что ждите новых арестов, господа!

А Госману Амрину хочется пожелать благоприятной погоды, в том числе на политическом небосклоне.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров