Нам обещали, что повышения цен не будет ни на продукты питания, ни на лекарственные препараты. При акиматах даже создали специальные команды, которые должны были контролировать и удерживать цены на прежнем уровне. Но так называемый контроль – это просто профанация. Ведь как девальвацию ни называй, как её ни наряжай, результат всё равно негативный.

Не нужно забывать, что рынок лекарственных средств сегодня во многом зависит от импортных поставок. Даже для той малой части лекарств, что производятся на отечественных заводах, используется импортное сырьё. То есть мы либо покупаем готовые лекарства, либо делаем их из привозного сырья. И, соответственно, мы зависим от цен, которые нам устанавливают иностранные фармкомпании. Ожидать, что при таком раскладе цены на препараты не поднимутся, просто глупо.

Более того, нам недостаточно тех объёмов лекарств, которые мы сейчас производим. Это всего лишь 17-20% от всего фармрынка. Причём среди всей этой отечественной фармпродукции нет жизненно важных лекарств, в которых так нуждаются люди, и которые стоят в разы дороже, чем самое дорогое отечественное лекарство.

Просто глупо не замечать того, что каждая девальвация, как её ни назови, бьёт по карману граждан. В особенности по тем карманам, в которых лежит только пенсия или пособие.

Ведь в основном кто чаще болеет? Либо старики, либо инвалиды. Только в наш фонд обращается 20-25% людей, которые имеют инвалидность по заболеванию. Ну и люди с хроническими заболеваниями, конечно же. Нельзя также забывать и тех граждан, кто в силу своей занятости или боязни потерять работу не может позволить себе отлёживаться дома и лечится прямо на ходу. Все они – потенциальные клиенты фармкомпаний. Поэтому в условиях кризиса особую значимость для этих людей приобретает государственная программа отпуска лекарственных средств за счёт государства.

Да, государство обеспечивает лекарствами своих граждан. Однако в полном ли объёме? К примеру, сегодня власти заключили меморандум по поводу 200 наименований лекарственных препаратов, на которые будут сдерживаться цены. Давайте трезво смотреть на вещи. Те препараты, которые входят в этот список, люди и так могут купить. Более того, эти препараты, с точки зрения доказательной медицины, не являются жизненно важными.

Я считаю, этот список должен быть пересмотрен и увеличен с учётом аргументов доказательной медицины.

Вы думаете, почему казахстанцы, в особенности наши старики, так стремятся отлежаться в стационарах? Нет, не потому что там хорошо, а потому что там всё бесплатно. И то лечение, и те лекарства, которые может предоставить им лечебное учреждение, они не могут себе позволить в домашних условиях, так как живут на одну пенсию или пособие. Возможно, пора начать применять новые методы гарантированного объёма медицинской помощи. Вот, к примеру, возьмём бабушку, которая пролечилась 10 дней с определённой болезнью в стационаре, а дальше её выписывают, потому что дольше лежать не положено. И при этом неважно, вылечилась она до конца или нет. Чтобы долечиваться на дому, опять же нужно покупать лекарства, которые ей просто не по карману.

Так, может, необходимо начать выдавать лекарства для прохождения полного курса лечения дома, как это делается в Германии?

Например, в 1990-е годы, когда была сложная экономическая ситуация, другими словами, кризис, вспомните, вводили талонную систему на получение продуктов питания. Может, нужно взять какие-то элементы из той практики в отношении лекарств? Я ничего зазорного в этом не вижу. Ведь конституционное право на охрану здоровья граждан в Казахстане никто не отменял. И если государство взяло на себя эту обязанность, утвердив её в Конституции, то должно выполнять свои обязательства до конца.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter