Прямой эфир Новости спорта

Астане не хватает чёткой экономической программы. Из-за этого у города проблемы

Астана до сих пор находится в поисках своей идентичности, но так быстро перебирает варианты, что рискует никогда её не найти.

На площади выставочного комплекса "Атакент" на фоне арок высится новый арт-объект – огромная соломенно-деревянная белка. Что ни говори, а белка стала событием, всколыхнувшим разные, но одинаково важные нарративы. Это повод для нас, жителей Астаны, обратиться к своему уличному пространству и объектам, которые его наводняют.

Мы есть то, что мы можем и хотим сказать сами о себе, думала я, неспешно разбирая коробку со старыми фотографиями, пока меня накрывали всё новые волны памяти, звуки, запахи, цвета из прошлого пробуждали забытое пережитое, все прежние места. Среди фотографий есть серия из первого года жизни в Астане. Это был особенный год. Две фотографии из серии рассказывают всё обо мне, они сделаны на фоне "Евразии" и БЦ "Астана Тауэр". До Talan Towers и Абу-Даби ещё далеко, ещё не гремит фейерверк ЭКСПО, ещё не открыт национальный музей. Всё что у нас есть – это "Байтерек" и смутные догадки о том, что скоро взмоют вверх стеклянные высотки и заголосят стилизованные ЖК-шки.

Пока именно эти здания с немного выцветших фотографий трансформируют двух детей из небольшого почти провинциального города: мы до тех пор никогда не видели таких высоких новеньких зданий, а покупать одежду и еду не под открытым небом было и вовсе диковинкой. Времена будут сменяться, новые здания строиться, новые люди прибывать, среда города, как зеркальные стёклышки в калейдоскопе, продолжит создавать новые узоры, но у меня всегда будут две эти фотографии, укореняющие меня в моём времени и служащие важными частями паззла моей идентичности.

Когда говорят, что города являются накопителями культуры, что главная их функция – передача этой культуры следующим поколениям, что они сами собой являются неким консолидирующим инструментом для новоприбывающих или новоурбанизированных горожан, имеют в виду среди прочего материальные носители культуры и памяти, которые переживают биологическое время отдельного индивида. Так, например, "Байтерек" и после нас, ныне живущих, продолжит не только вбирать новые смыслы новых поколений, а станет для этих новых поколений культурным якорем, образующим их идентичность. В хорошем городе люди вспоминают свое первое свидание на набережной у памятника Кенесары, у танцующего фонтана на ВЗБ, свою школу, соседей, друзей – живых и ушедших. Другими словами, хорошие города умеют копить воспоминания, служить субстратом коллективной памяти, для этого помимо архивных записей в городском пространстве должны быть качественные осмысленные полюса накопления этой памяти.

С последним у нас в последнее время большие проблемы, что больше всего проявляется в двух феноменах: быстро сменяющие друг друга лозунги – Астана то сердце Евразии, то центр Великой степи, то сакральный центр Казахстана, то что-то с инновациями – и малые архитектурные формы в виде скульптур, инсталляций и арт-объекты, которые сменяют друг друга наперегонки с лозунгами и столичным ветром.

В городском пространстве буквально смешались кони, люди, закончились городские фестивали, зато в основных своих участках ткань города сама превращается в сезонный карнавал изобилия всего: сегодня мы видим юрты, завтра – коней, а послезавтра – импортированные с китайской фабрики некачественные скульптуры с псевдонациональными мотивами и сюжетами. Город превращается в гигантскую поп-ап выставку, и ничто в нём не говорит, что это не Бишкек, не Сингапур или Гонконг, а Астана. Астанинский ветер перемен на пути в будущее вот-вот сметёт всё настоящее, не успев его толком построить.

Уместно предположить, что генератор случайных городских решений был запущен по простой причине: на сайте Астаны мы не найдём миссии города, ни одной внятной записи о том, чем она хочет быть и чем себя видит через много лет, что само по себе, вероятно, обусловлено отсутствием чёткой экономической стратегии и выработанного понимания своего места в мировой и региональной гонке за ресурсы и инвестиции.

И если в прошлом году намерения Астаны заняться активно MICE-туризмом (деловой туризм по разным корпоративным мероприятиям, форумам и круглым столам) звучали многообещающе, уже в этом году идея кажется курьёзной на фоне скандальных фотографий Д. Кунаева и озвученных сумм, уплаченных иностранным организаторам форумов. На чём, интересно, должен зарабатывать город, если один из главных заявленных источников заработка осваивается иностранными ивент-агентствами?..

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров