Прямой эфир Новости спорта

Почему врач не понимает пациента, а пациент - врача

Где проходит грань между пациенториентированной медициной, к которой стремится мир, и медициной, где врачей принимают за обслуживающий персонал?

Одно из самых распространённых среди казахстанских врачей возмущение – от пренебрежительного отношения со стороны пациентов. Это проявляется в грубости, непонимании и неуважении тягостей профессии, а также требований того, чего часто врачи не могут дать. "Врачей в Казахстане принимают за обслуживающий персонал!" – возмущение, которое я очень часто слышу от практикующих специалистов, в том числе и своей мамы, врача с большим опытом работы в отечественной системе здравоохранения.

Пациенты в то же время жалуются на отсутствие заботы и внимания к своим проблемам и на нехватку сочувствия и понимания. Как пациенту и как будущему врачу мне было важно понять, почему такая пропасть между людьми и врачами.

Американский философ и биоэтик Роберт Витч выделил несколько моделей врачевания для описания типов отношений между доктором и пациентом. Изучая эти модели и анализируя взаимоотношения врача и пациента в нашей стране, я хотела попытаться показать, что понятия большинства наших докторов и современных пациентов о "врачевании" заметно отличаются, и именно эти разногласия в понятиях приводят к конфликтам.

Первый тип отношения врача и пациента, который выделил Витч, – "инженерный". Это отношения, в которых доктор относится к человеку как к безличному механизму и где задача врача – "исправить" механизм, в котором произошёл сбой. То есть центр таких отношений – болезнь пациента, которую врач стремится вылечить. Эта модель хорошо работает у специалистов, у которых не развиты чувства сострадания и эмпатии (очень необходимые качества для врача). Как правило, пациенты после такого отношения часто остаются без моральной сатисфакции или, ещё хуже, чувствуют себя ущемлёнными, так как смысл лечения согласно этой модели сводится к манипулированию телом человека, а сам пациент становится безличным существом без каких-либо прав.

Второй тип отношений врача и пациента – "покровительственный": подход, который напоминает отношения родителя и ребёнка. В таких отношениях центр – сам доктор, который является единственным авторитетом, имеющим право принимать единолично решения за пациента, указывая ему/ей что делать, не предлагая опции, не рассматривая обстоятельства и не учитывая желания пациента. Пациент вынужден принимать пассивную роль и смотреть на врача "снизу вверх". В такой модели общения не происходит деперсонализация человека с низведением его личности, как в "инженерной" модели отношений, а наоборот, врачевание помогает страдающему, но эти взаимоотношения неравноправны. Такой метод отношений между врачом и пациентом, согласно Витчу, "ущемляет права пациента как автономной личности, самостоятельно и свободно принимающий жизненно важные решения, контролирующей своё состояние".

Вышеупомянутые подходы являются устарелыми и, возможно, были удобны и эффективны во времена, когда нужно было контролировать здоровье населения как одной целостности. Однако с развитием человеческого общества и возведением прав и личности человека в наивысшую ценность появилась потребность изменить подход и в отношениях между врачом и пациентом. Здоровье индивидуального человека стало цениться.

Модель отношений врача и пациента, в которой обе стороны имеют партнёрские отношения и которая больше всего защищает интересы пациента, называется "контрактной". Эта модель имеет наименьшую практику в нашей стране. В этих отношениях центром становится пациент и его потребности, а также его собственные решения относительно своего здоровья. Модель подразумевает установление контракта, где "…индивидуумы взаимодействуют между собой таким образом, что каждая сторона несёт определённые обязательства и достигает выгоды".

То есть пациент добровольно устанавливает отношения с врачом на тех условиях, которые ему выгодны и возможны, а врач в свою очередь не только лечит пациента, но и сохраняет принципы свободы выбора, сохранения достоинства, правдивости и справедливости. В этой модели пациент воспринимается как личность, с которой нужно установить партнёрские отношения, и подход к лечению является комплексным. При эффективной и равноправной коммуникации, которую подразумевает эта модель отношений, можно не только лечить и контролировать заболевания пациента, но и предотвращать осложнения, вовлекая самих пациентов в охрану собственного здоровья.

В нашей стране отношения врача и пациента в основном носят "инженерный" и "покровительственный" характер, когда врачи не всегда принимают пациента за личность, имеющую право принимать решения самостоятельно.

С другой стороны, не всё население нашей страны в силу низкого образования может взять на себя ношу делать адекватный выбор, касающийся собственного здоровья. Может, поэтому, с практической точки зрения, "покровительственный" подход – наиболее распространённый тип отношений врача и пациента в Казахстане. Врачи могут недооценивать пациентов, априори считая себя выше и таким образом принимая самостоятельно жизненно важные решения за человека. Врачи не хотят тратить своё время на пациентоориентированный подход, так как это дополнительная работа, за которую никто не платит.

Однако я считаю, что все эти аргументы не весомее жизни и прав человека на здоровье, а также не важнее прав человека на сохранение достоинства и автономии. Не все врачи имеют мотивацию помочь человеку. Есть врачи, которые злоупотребляют своими полномочиями и имеют возможность навредить пациенту ради своей выгоды, в то время как пациент и так уязвим в силу своего заболевания. Если оставить в нашей стране отношения пациента и врача на уровне "покровительственного" или, еще хуже, "инженерного" подхода, то это будет, на мой взгляд, таким же нарушением клятвы Гиппократа, как и нанесение физического вреда здоровью пациента.

Как бы сложно ни было работать, как бы система ни загоняла врачей в ловушку, как бы пациенты ни вели себя, врач не должен переступать через принципы, которые в первую очередь должны присутствовать не только у специалиста, но и у обычного человека с адекватными моральными ценностями.

Я считаю, что врачи – это не обслуживающий персонал, но это те люди, которые не должны просто лечить туловища с органами, а делать жизнь людей максимально комфортной в физическом и моральном плане. От того, что наши врачи злятся на пациентов, идут на конфронтацию и пытаются доказать свою тяжёлую долю, ничего эффективного не произойдёт.

Если к врачу пришёл пациент, недовольный тем, что его футболят от одного специалиста к другому несколько лет, так и не поставив диагноза, или пациент не доверяет врачу и огрызается, потому что его близкий погиб от ошибки какого-то эскулапа, этот конкретный специалист, конечно, не виноват. Но не виноват и пациент. Большинство врачей такое поведение и отношение пациентов начинают сразу близко принимать к сердцу, считая себя оскорблёнными. Однако я считаю, что нужно поменять это отношение.

Надо найти в глубине сердца сострадание и терпение, чтобы помочь этому пациенту, успокоить его. Ведь именно ради этого врачи и должны выбирать свой путь, потому что денежной компенсации в этом деле нет. А если в глубине сердца нет места этим чувствам, всё затупилось и очерствело, то стоит ли дальше работать в медицине с таким отношением и рисковать чужой жизнью?..

Поделиться:

Новости партнеров