Кто сказал, что поколения next в Казахстане слабо владеют языком межнационального общения? Владеют, ещё как! Дабы понять глубину этого владения, достаточно подойти на перемене ко двору любой школы, независимо от того, казахская она или русская. Да прислушаться к неспешной беседе старшеклассников или неумолкаемому щебету мальцов-огольцов. Межнациональному лексикону нынешних школьников позавидует любая строительная бригада! Изысканность выражений даже самых красноречивых старших прорабов и ораторски одарённых младших командиров поблёкнет и увянет рядом с отточенными фразами старших и младших школьников.

Впрочем, не будем обижать и школьниц. "Я слова найду такие нежные, что завидовать начнут красавицы!" Это не про современных красавиц. Для осознания полного фиаско устаревшей сентенции достаточно подслушать, к примеру, какими словами связывают кружева своих речей юные отроковицы возраста Джульетты. Дословно произвести типовые речи цветущих дев мне не позволят законы о печати. Но если убрать всё нецензурное, зазвучит примерно так:

- Девчонки, …, ну наша училка – …, как я её сегодня …!

- Ну ты …, отпад, …, она точно какая-то … … !

Ну и т.д.

Про какие такие заветные слова идёт речь в отточиях, объяснять никому не нужно. Пока ломаются копья по поводу качественных изменений языковой среды в РК, русский мат занял такое существенное место в коммуникативной сфере жизни нашего общества, что в области его свободного хождения независимому Казахстану может позавидовать даже сама Россия!

Использование народных идиоматических выражений для усиления аргументации (или просто – для связки слов) началось в Казахстане не сегодня. Они проникли сюда ещё в доимперские времена, вместе с пленными казаками, солдатами и крестьянами, захваченными казахами "на линиях" и ставшими первыми учителями русского языка в Степи. Возросшие межнациональные контакты колониальных времён усилили роль ненормативной лексики. Но подлинного расцвета всё достигло в советские времена, когда в республику хлынула волна трудовых переселенцев – всех этих строителей Турксиба и покорителей Целины.

Однако мат в СССР, хотя и бытовал широко, но был ограничен рамками условностей и законов. За "нецензурную брань в общественном месте" можно было легко схлопотать 15 суток, как за мелкое хулиганство или нелегальную торговлю с рук. Материться, правда, от того меньше не стали. Но если не считать сельской местности, носителями мата в СССР были в основном мужчины, женщины (а тем более девочки) считали для себя не только предосудительным употреблять нецензурные слова, но и недопустимым – выслушивать их от носителей. Ну а мужчины (в том числе и школьники) тогда прекрасно понимали, где, с кем и как говорить можно, а где и с кем – нельзя.

Сегодняшний Казахстан прошит матом сверху донизу и снизу доверху. Матерные идиомы заняли важное место в словарях представителей руководящего звена. И без этого – никуда. Можно ли представить себе какого-нибудь акима (любого калибра), который вызывает к себе на ковёр проштрафившегося подчинённого и начинает вежливо, подбирая слова, журить его за провал работы? А проштрафившегося подчинённого, который будет хоть как-то конструктивно и без удивления реагировать на такие выдержанные и корректные увещевания шефа?..

Кроют прохожие, кроет милиция, кроют чиновники в нашей столице. Кроют студенты и музыканты, кроют водители и протестанты.

А куда деть те скандалы, которые периодически сотрясают заведения Министерства образования после появления в сети записей бесед директоров с педагогами? Особенно в неконтролируемой глубинке. Печально, но весь иноязычный лексикон юных сельчан (выпускников тех самых аульных школ, где через несколько лет должны будут учить разные предметы на трёх языках одновременно), массово приезжающих за лучшей жизнью в города, сводится опять же к паре-тройке заветных выражений. Хотя, чего греха таить, многим этого хватает – ёмкость этих выражений делает их вполне достаточными для выражения всей палитры чувств и мыслей даже среди иных носителей!

Свою лепту (третье тысячелетие на дворе!) вносит и интернет, на страницах которого позволяют себе грязно ругаться даже те, кто никогда не делает этого на людях в реальной жизни. И это пространство будущего? Так и чего ждать от этого будущего?

Самое любопытное, что в казахстанском законодательстве сохранились нормы советского Уголовного кодекса, и мат в общественном месте считается деянием наказуемым. По крайней мере, штрафом.

Это открывает перед республикой такие горизонты процветания – дух захватывает! Представьте только, если закон вдруг заработает реально, какую массу дополнительных средств в бюджет страны принесут её граждане! Колоссальную! И на пенсии хватит, и на загранкомандировки чиновникам, и даже на очередную реформу образования!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter