С одной стороны, государство, предлагая работодателям перечислять 5% на пенсионный счёт работника, как бы проявляет заботу о гражданах, о стариках. С другой, когда власть делает шаги "в интересах людей", важно знать, как это делается? Кто от этого пострадает? В общем, за чей счёт банкет?

В данной ситуации, картина не такая красивая, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что на стадии обсуждения законопроекта по части дополнительных пенсионных взносов в размере 5% предполагалось, что работодателям предусмотрят какую-нибудь компенсацию. На тот момент, когда законопроект был ещё достаточно сырой, представители Министерства социального развития не могли твёрдо ответить, каким образом работодателям будут компенсированы такие незапланированные затраты. То ли это будет сделано за счёт налогов, то ли за счёт каких-то других механизмов. Одним словом, пенсионное новшество не должно было ударить по бизнесу. Но, как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда. И "незначительные" 5% стали огромной нагрузкой для работодателя или дополнительным налогом. Называйте как хотите.

Я не открываю Америку, но хочу уточнить, что состояние казахстанской экономики не очень оптимистичное. В стране наблюдается высокий уровень безработицы и рост цен. Отечественный бизнес практически задавлен, прибыль низкая, и перспективы роста не видно. В целом, ситуация неблагополучная.

В этой ситуации мы можем просто добиться того, что работодатель переложит эти 5% на плечи самого работника. То есть работодатель отчисляет всё в соответствии с законом, но при этом урезает зарплату своим сотрудникам. А поскольку работу сегодня не так-то просто найти, естественно, чтобы её не потерять, работник соглашается на любые условия.

Второй путь, по которому могут пойти работодатели - начать выдавать зарплату в конвертах. То есть бизнес будет всячески стараться минимизировать свои финансовые показатели, чтобы смягчить удар по себе. Либо просто сократит штат.

Третий вариант развития событий: те, чей бизнес и без того испытывает проблемы, а с новыми обязательствами по выплате 5% на своих работников может и вовсе "загнуться". А что ему тогда остаётся? Практически, ничего. То есть сама власть подталкивает работодателей к нарушению закона, выталкивает в теневую сферу. Некоторые из них просто не будут платить. В результате таких действий появляется ещё одна беда: недобор налогов в бюджет.

И все эти варианты развития событий могут произойти не потому, что наши граждане такие нехорошие, незаконопослушные хулиганы, а потому что власть своими непродуманными, глупыми действиями сама толкает их на преступление против закона, загоняет в угол.

Давайте посмотрим на картину, которую я здесь нарисовал. Чего получилось больше в конечном итоге: плюсов или минусов? Я вижу в этом один сплошной минус. Причём не только для работодателей и работников, но и для государственной казны. Это новшество станет губительным практически для всех. Возможно, я ошибаюсь, и плюсы есть. Но они явно будут в далёком будущем. А минусы и негатив мы получим уже сегодня. Я считаю, 5% - это непродуманное и неправильное решение, по крайней мере, в том виде, в котором оно принято.

Что же касается того, что в случае смерти участника пенсионной системы все накопления от взносов работодателя будут распределены между всеми вкладчиками, то какая-то логика в этом есть.

Правда, я не представляю, как это будет выглядеть технически. Давайте представим, что за пару лет работодатель перечислил на счёт своего работника 100 тыс. тенге. Ну и как эти деньги распределить между 9 миллионами пенсионеров в случае его смерти? По 0,0001 тенге?

В министерстве пока тоже не могут дать ответ на этот вопрос. Возможно, будет выработан такой механизм, когда будет создан специальный счёт, на который, в случае смерти вкладчиков, будут поступать все их пенсионные накопления, и раз в год-два распределяться между остальными вкладчиками. Но это лишь наши предположения.

В целом Закон "О пенсионном обеспечении" не улучшил состояния пенсионной системы страны. Тех денег, которые получают нынешние пенсионеры, по-прежнему ни на что не хватает. Если сравнить размеры прожиточного минимума, минимальной и даже средней пенсии с уровнем цен и их постоянным ростом, да и в целом с уровнем жизни, то мы не можем назвать себя социальным государством. А ведь согласно Конституции: "Республика Казахстан утверждает себя... социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь...". 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter