Прямой эфир Новости спорта

До польского малого не доросли

Фото Риммы Ивахниковой
Фото Риммы Ивахниковой
Почему малый бизнес в Казахстане не такой сильный, как в Польше? Такой вопрос был задан участникам Межрегионального конгресса руководителей и владельцев компаний "Бизнес-регион".

В Польше около 2 млн предприятий, 95% из которых – малые и средние. 60% компаний относятся к семейному бизнесу. По данным советника отдела содействия торговле и инвестициям посольства Республики Польша Влоджимежа Куровски, 50% компаний, которые листингуются на бирже, уходят корнями в МСБ. Большинство этих предприятий появилось в начале 90-х. Наши компании тоже росли как грибы в то лихое время. Но почему-то в Казахстане малый бизнес не настолько крепок. Плохая законодательная база?

Депутат мажилиса Айгуль Соловьёва: "Мы внесли поправки в 130 законов и 11 кодексов. Но, наверное, не всё зависит от депутатов".

Г-жа Соловьёва напомнила, что 25 лет назад казахстанцы выбрали независимость и рыночную экономику. И предпринимателям нужно нарастить конкурентную среду. Иначе мы всё время будем проигрывать китайцам и россиянам.

"Все эти гранты, которые Правительство формирует через госпрограммы – это не адресная или социальная помощь".

Председатель правления АО "Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства" Нармухан Сарыбаев считает, что с финансированием МСБ у нас всё в порядке. В 2015 году фонд направит на поддержку МСБ 30 млрд тенге. Есть ещё фонд "Даму", микрокредитные организации.

Нармухан Сарыбаев: "Нельзя всех кредитовать государственными деньгами. Должен быть какой-то подход к выдаче кредитов. Нужны частные микрофинасовые организации, которые знают, кто действительно нуждается в госсредствах. Эти МФО и нужно поддерживать".

По словам г-на Сарыбаева, поддержка заключается в фондировании и субсидировании. Сейчас МФО привлекают деньги за рубежом или в БВУ по высокой ставке. Им нужны более дешёвые финансы. Субсидировать нужно только по приоритетным направлениям. К тому же фермеров, пришедших за поддержкой, нужно обучать.

"Сельскому предпринимателю в голову приходит только одно – животноводство. Купить двух бычков, откормить и продать на мясо. Ему дают книги, диски, учат составлять бизнес-планы. Но это не поморгает. Обучать надо узко. Допустим, предложили сельчанину заниматься ремесленничеством. Нужно подсказать, какое оборудование закупать, какая база нужна. Чтобы бизнесмен не набивал шишки", - объяснил руководитель фонда.

Законодательная база есть, госпрограммы – тоже, финансы выделяются. Но в Польше вклад МСБ составляет 67% от ВВП, а в Казахстане – около 20%. К 2030 году собираемся довести до 40%.

Предпринимательница: "Я из Капшагая, у нас семейный бизнес. Мы очень стараемся, но ни со стороны акимата, ни со стороны "Даму" поддержку не видим. Я хожу полгода между "Даму" и кабинетом предпринимательства. Моему сыну 29 лет, он построил пекарню. Но никакую поддержку не может получить".

Так, может, дело в исполнении законов и программ?

"Все бросаются выполнять поручения Президента, но суммарного эффекта не видно. Очень много предпринимателей ходят по кругу. Не могут получить то что хотели бы. Думаю, что нужно сделать принцип одного окна. Чтобы в течение 15 минут решать все вопросы. И грамотность самих бизнесменов нужно повышать", - подвёл итог сессии форума президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов.

[GALLERY_BLOCK_1]

Глава семейного предприятия "Добрый мёд" Олег Кузин: "Наш бизнес создавался в 90-х годах. Мы производим мёд, варенье, собираем грибы, коптим сало.В бизнесе задействованы супруга, две дочки, зять помогает, даже шестилетний внук. Я считаю, что никаких субсидий не надо просить. Деньги должны приходить благодаря труду. Думаю, семейный бизнес должен быть именно таким".

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров