"Земля кочевников" – лучшая драма "Золотого глобуса-2021". Сможет ли он взять "Оскар"?
В ночь с 28 февраля на 1 марта в США прошла 78-я церемония вручения наград премии "Золотой глобус" за заслуги в области кинематографа и телевидения. Из-за соображений безопасности в этом году мероприятие впервые проходило в виртуальном формате с двух побережий – из Лос-Анджелеса и Нью-Йорка.
В категории "Лучший драматический фильм года" победила картина американского режиссёра китайского происхождения Хлои Чжао "Земля кочевников". Сама Хлоя также получила статуэтку за лучшую режиссёрскую работу. Ранее фильм стал лауреатом премии "Золотой лев" на Венецианском кинофестивале. На очереди триумф на "Оскаре"?
Читайте также: Золотой глобус – 2021: Сериал "Корона" победил в четырёх номинациях, лучшей комедией стал "Борат 2"
Informburo.kz рассказывает, о чём фильм "Земля кочевников" и заслуженно ли он победил на "Золотом глобусе".
Не замечая "Манка"
"Земля кочевников" – третий полнометражный фильм Хлои Чжао. На "Глобусе" он обошёл таких тяжеловесов, как "Манк" Дэвида Финчера (для которого шесть номинаций не увенчались ни одной победой) и "Суд над чикагской семёркой" Аарона Соркина (победитель в номинации "Лучший сценарий"). И это при том, что 90% актёров, которые сыграли в фильме – обычные люди, которые фактически сыграли самих себя. Среди профессиональных актёров были лишь двое – "оскароносная" Фрэнсис Макдорманд, которая заодно выступила и продюсером фильма, и неувядающий 72-летний красавчик Дэвид Стрэтэйрн.
После закрытия огромного предприятия, подарившего рабочие места жителям небольшого городка Эмпайр, 60-летняя вдова Ферн (Макдорманд) вынуждено продаёт свои скромные пожитки и уезжает, оставив позади воспоминания о муже и прошлую жизнь. Впереди – лишь дорога. Ферн живёт в старом фургоне, довольствуясь скромными подработками, но мужественно переносит невзгоды, при случайной встрече с подругой с улыбкой говоря, что она "не бездомная, просто нет недвижимости".
Ферн едет в поисках тепла и гармонии на юг страны, где встречает их – тех самых кочевников, которые играют самих себя (например, идеолога кочевников Боба Уэллса, который уж очень похож на Санта-Клауса). Кто-то из них вышел из зоны комфорта по стечению обстоятельств (как главная героиня), а кого-то из неё нагло вышвырнули, но там – на земле кочевников – абсолютно не важно, какой у вас бэкграунд.
С первых минут понятно, что тема жизненного пути здесь обыгрывается простой, но точной метафорой – бесконечной дорогой, где, как говорит один из героев, "мы никогда не прощаемся, ведь рано или поздно снова встречаемся на дороге".
Кочевая жизнь, которую начинает вести Ферн, не идеализируется, но и не отдаёт жестокостью. Хлоя Чжао сохранила баланс, показывая зрителю непривычную сторону Америки – места, где нет удобных кроватей, горячего душа и круглосуточной доставки пиццы, зато есть искреннее общение, ненавязчивая дружба и прекрасные закаты.
Ферн органично вписывается в новую для себя жизнь, не изменяя себе, не вызывая у зрителя жалость или сочувствие.
В чём же здесь драма?
Собственно, напускной драматической линии здесь и нет. Фильм нельзя назвать тяжёлым или сложным. "Земля кочевников" – это почти два часа меланхолии, грустных или весёлых улыбок (без слёз и смеха) и движения: от жизни – к смерти, от поисков себя – к пониманию Вселенной, от рассвета – до заката, в надежде, что все мы когда-то снова увидимся с родными и близкими людьми "на дороге".
"Земля кочевников" – это не полноценное художественное кино. Взяв в обойму лишь двух профессиональных актёров, Хлоя Чжао максимально приблизилась к подлинному быту американских кочевников – людей дороги. В итоге у неё получился тихий вызов индустрии, современным благам и технологиям. А имея в обойме два "Глобуса" и триумф на Венецианском кинофестивале, тихая заявка превращается в громкий вызов на пути к "Оскару".