Плевки, мусор и туалет где вздумается: почему казахстанцы становятся бескультурными
Наша коллега журналист Гульнар Танкаева недавно опубликовала в Facebook пост о том, как две дамы в алматинском ТЦ "Галерея" позволили своему ребёнку справить естественную нужду на пол в центре холла. Другая наша коллега в ТЦ "Апорт" сделала замечание девушке, которая разрешила ребенку справить нужду в раковину, отказавшись сажать его на унитаз, и даже не убрала за ним. Что происходит с казахстанцами, почему люди даже в период пандемии не перестали плевать на улице, оставлять за собой горы мусора на природе, куда с такой радостью выбираются в условиях карантина, и позволяют себе устраивать туалет где вздумается?
Стадный инстинкт и зеркальные нейроны
"Стадный инстинкт заключается в том, что мы повторяем за большинством людей. Это обусловлено инстинктом самосохранения – если мы пойдём против общества, нас могут из этого общества изгнать. Ведь раньше человек не мог выжить в одиночку. И наше подсознание говорит нам делать так, как делают другие в обществе, для того чтобы выжить. Наше тело настроено на выживание, и поэтому мы будем делать то, что делает большинство", – пояснила Наталья Санарова.
К стадному инстинкту плюсуем зеркальные нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия.
"Проще говоря, если человек видит, что в этом парке грязно и посетители мусорят, он начинает вести себя соответственно тому, как здесь себя ведут другие люди. Почему с разными людьми мы ведём себя по-разному? Человек отражает поведение других", – рассказала Наталья Санарова.
Психолог также отметила, что за поведение детей отвечают родители, потому что дети повторяют за ними.
"Но возможно, что маленький ребёнок может бросить мусор или плюнуть в противовес действию родителей. Например, его до этого отругали, и ребёнок решил отомстить. Также дети могут захватывать идею, транслируемую в мультфильмах, и пытаться внедрить её в жизнь. Поэтому здесь родителям надо подключаться и объяснять: послушай, в нашей семье мы так не делаем", – отметила Наталья Санарова.
Качество образования и неотвратимость наказания
"У меня был случай, когда на дороге из рядом стоящей машины водитель открыл дверь и плюнул. Я сделала ему замечание, а в ответ получила недоумение: мне что теперь, держать в себе? Я насвай закинул", – рассказала Ирина Владимировна.
Падение уровня культуры казахстанцев Ирина Смирнова связывает в первую очередь со снижением качества образования.
"Раньше хоть на биологии детям рассказывали, что такое туберкулёз и что заразиться им можно в результате плевков, подцепив слюну на подошву. Сейчас ведь людям не объясняют, почему нельзя плевать, что это не только некрасиво, но и опасно для здоровья окружающих", – привела пример депутат.
Ирина Владимировна также отметила, что такой предмет в школьной программе как "Право и обществоведение" мог бы помочь в повышении уровня культуры, но, к сожалению, он оторван от жизни.
"Детям не объясняют, что такое права и ответственность. Детям не объясняют, что своими действиями, тем же плевком, человек вторгается в поле другого человека, нарушая его права", – сказала депутат.
В начале пандемии Ирина Смирнова предлагала ввести запрет на плевки и строго наказывать нарушителей.
"Заставили же носить маски. Надо заставить не плеваться. Пример Сингапура нам хорошо демонстрирует, как из грязного портового города можно превратиться в чистый мегаполис. Нас же приучили штрафами пристёгиваться в машине, надо приучать штрафами к культурному поведению", – считает г-жа Смирнова.
К слову, неотвратимость наказания за мелкие правонарушения, исходя из криминологической теории "разбитых окон", может снизить уровень преступности в целом.
Кроме практики штрафов, по мнению Ирины Владимировны, необходимо обратиться к религиозной общественности, чтобы на проповедях людям разъясняли, почему нельзя мусорить, плевать и усаживать детей справлять нужду посреди торгового центра.
"Многие дети не посещают театр. Это тоже влияет на уровень культуры. Когда закрывают заведения на карантин, первым делом это касается театров. Я с этим не согласна. Наоборот, когда всё закрыто и людям некуда идти, надо чтобы театры, с соблюдением ограничительных мер, работали", – считает депутат.
Культура формируется там, где она нужна
"С образованием у нас сейчас всё плохо. Сначала развалили вузовское, потом школьное образование. Могу также отметить низкий уровень культуры самих педагогов. Такие выводы я могу сделать исходя из своих наблюдений за специалистами, которые приходят устраиваться к нам на работу", – поделилась Ольга Бутко.
И получается, что взрослые, которые формируют ребёнка, а это не только родители, но и педагоги, сами не могут научить ребёнка тому, что допустимо, а что нет.
"Взрослыми детей делают взрослые – все те, кто его окружает. И вот те же мамы, которым удобно посадить ребёнка пописать в раковину или посреди торгового центра, формируют взрослого, который будет считать это нормой. Люди книги не читают, в театры не ходят. Наши дети формируются в обществе, где плевки уже норма", – отметила Ольга Бутко.
Директор детского сада рассказала, как сама боролась с некоторыми родителями, чтобы они не усаживали детей "ёлочку полить", ленясь зайти в туалет.
По мнению Ольги Бутко, культура формируется в том обществе, где она нужна. А нашему государству, судя по имеющимся проблемам, не до развития культуры сейчас, считает она.