Выбор шин: особенности национальных и региональных стандартов
Отдельные личности
Особняком в когорте "первых лиц" стоит японская Yokohama. Летние шины компании в большинстве своём – идеальное решение практически для любого региона. Их технологии оттачиваются на многочисленных гонках мирового уровня, начиная с Nascar и заканчивая F1.
А вот зимние в основном заточены под местный климат, пусть местами и очень снежный (в японских горах), но довольно мягкий, с небольшим интервалом перехода через "ноль" градусов – с минуса на плюс и обратно.
Отдельно стоит сказать и об американском шинном рынке. Там предостаточно своих игроков, причём на всех уровнях. Но применительно к нам надо учитывать, что заокеанский рынок весьма своеобразный (по крайней мере, опять-таки для нас).
Взять хотя бы именитые Goodyear, Cooper и Firestone. Дело в том, что в Штатах, Канаде и многих латиноамериканских странах автотранспортные перевозки развиты, как нигде в мире. Так уж исторически сложилось, что континент буквально пронизан магистралями с несметным количеством примыкающих местных автодорог, предназначенными для автологистики ещё со времён первых грузовичков Ford. Потому-то до сих пор первоочередным и главным направлением местных компаний являются разработка и выпуск грузовых шин, в разряд которых входят продукция и для различной строй- и спецтехники, тракторов, комбайнов, и для автобусов – от школьных до огромных континентальных лайнеров. И конечно, непосредственно для грузовиков, количество видов и подвидов которых вообще зашкаливает.
А вот производство шин для легкового транспорта долгое время развивалось в Америке по принципу "чтоб красиво выглядело на огромных "кадиллаках" и "крайслерах". Что же касается технологических свойств, то всё в основном замыкалось на износостойкости и шумовом комфорте. И действительно, зачем напрягаться, когда рыдваны прошлого и без того не отличались особой управляемостью. Лишь отдельные подразделения шинных компаний, отвечающие за автоспорт, разрабатывали и выпускали небольшими партиями реально хороший продукт. И когда на континент хлынули европейские и японские авто, и вслед за ними явились европейские шинные бренды, то оказалось, что американские производители шин просто не готовы к такому повороту дел – им нечего противопоставить пришлым конкурентам.
Но американцы не стали безропотно сносить наглое поведение чужаков и начали ускоренно перестраивать и совершенствовать собственное производство.
Однако до сих пор ситуация такова, что шины американского производства, вполне устраивающие родного покупателя, по некоторым характеристикам могут разочаровать европейца, как, впрочем, и нас. К тому же, согласно особенностям внутреннего рынка, многие изделия производятся с параметрами для определённого региона – тропического, континентального, атлантического, Аляски и т.п. И если вы не очень разбираетесь в особенностях продуктовой линейки какого-либо заокеанского производителя, то можно запросто купить летнюю или зимнюю резину, предназначенную для внутреннего рынка и климатически рассчитанную совсем не на ваш регион. И не удивляйтесь потом странностям рулёжки, торможения или износу. Конечно, если шины продаются официальным дилером, то таких ошибок не должно быть. Хотя… А вот если приобретаются "бэушные тапки", снятые с пригнанных из-за бугра машин, то тут без обид, если что не так.
Небольшая справка. Компания Firestone уже почти 25 лет не существует как отдельная компания, она объединилась с компаний The Bridgestone Tire Co., Ltd в одну корпорацию – Bridgestone/Firestone.
…Ну что я всё о том, что "задорого". Ведь разговор-то о том, какую "обувку" подобрать на наши в большинстве своём недорогие или подержанные авто.
Следующие за первыми
Если не брать в расчёт премиум-марки (ввиду их завышенной стоимости), то, казалось бы, разумно остановить свой выбор на втором ряду производителей, тем более что здесь тоже предостаточно именитых названий. Но вся закавыка в том, что и в данной категории у большинства из брендов недорогие решения сложно найти. Ну кто встречал дешёвый Dunlop? А демократичный BF Goodrich? А всё потому, что в программы развития этих марок тоже вкладываются ой какие деньги.
На третьей ступени
Так что с точки зрения толщины нашего "среднестатистического" кошелька разумнее рассматривать не первостатейных, и даже не второстатейных шинных производителей, а тех, кто занимает третий ряд, середнячков, с хорошим качеством исполнения и адекватным ценообразованием.
Одни из них, типа чешского Barum, принадлежащего Continental, или словенской Sava, входящей в концерн Goodyear, безусловно, технологически отстают от старших собратьев, но ровно на столько, чтобы как раз таки быть "ближе к народу". То есть всё происходит в соответствии с корпоративными техрегламентами головной компании (которые зачастую выше любых международных стандартов, типа ISO 9001), и потому сомнений в том, что шины гарантируют пусть не высшие, но вполне приличные характеристики и надёжность, быть не может.
Замечание. Говоря конкретно об этой марке, надо помнить, что "Барум" "Баруму" рознь. Один – это продукт компании, входящей в концерн Continental, а второй – шины словацкого завода, работающего самостоятельно по одним только ему известным технологиям (этот "сам по себе мальчик" оказался в свободном плавании после раздела Чехословакии). Не нарвитесь случайно на произведения второго автора.
Другие, типа тайваньского Federal, ещё слишком молоды и не имеют возможности вкладываться в разработку и производство в таком объёме, как именитые концерны. Но они очень амбициозны и агрессивны, потому в настоящий момент развиваются по такой хорошей экспоненте, что их продукция очень привлекательна и по цене, и по качеству, и по характеристикам. Например, та же Federal – одна из популярных в юго-восточной Азии марок среди любителей дрифта. Компания сразу оседлала эту нишу автоспорта и развивает свои "гражданские" технологии, основываясь на достижениях в соревнованиях. Понятное дело, что разговор касается исключительно сегмента летних шин.
Не менее интересны, в том числе и по деньгам, и шины корейского производства. Тем более что за их спинами стоят неслабые инвестиции мощных корейских корпораций (типа Samsung), а в производстве используются технологии признанных мировых производителей шин. Причём корейские производители выпускают довольно обширные линейки как летней, так и зимней резины.
Наши
Что же касается шинных марок родом из СНГ, то уж, простите, но никакие Cordiant’ы или Viatti пока не доросли до уровня, чтобы их реально можно было бы рассматривать в качестве продукта, достойного установки на нормальный автомобиль. Это – как моторные масла типа "ОмскОйл": и технологии вроде более-менее современные, и продукт почти европейского уровня (о чём говорит список допуска известных автомобильных марок на этикетке канистры)… Но никому из владельцев новой иномарки и в голову не придёт заливать такое в двигатель.
Вспомнился анекдот:
– Вы знаете, что оргкомитет "Формулы-1" заключил контракт с российским заводом на поставку для гонок шин "Кама Евро"? 20 тысяч штук покупают!
– Да ты что! А для каких команд?
– Да не для команд, а для отбойников вдоль трассы.
А если серьёзно, то чтобы шины российского (белорусского, украинского и т.д.) производства стали действительно конкурентоспособными, в производство и разработку надо проинвестировать не один миллиард евро. Но в таком случае выпускаемый продукт станет по цене таким же, что и фирменные шины. И кто вообще тогда их будет покупать? Особенно если учесть, что никто из мировых шинных вендоров не станет продавать самые современные наработки, а уж тем более собственные ноу-хау. Впрочем, даже если бы кто-то на это пошёл, нашим заводам hi-tech все равно оказался бы не по карману. Прибавим сюда маржу при продаже и тихо поймём, что нам попросту не потянуть.
В общем, скорее всего, технологическое отставание таких производителей (российских и т.д.) носит системный и, увы, перманентный характер.
"Китайцы"
Впрочем, есть ещё одна страна-производитель, удачность покупки шин которой сильно похожа на лотерею: повезёт – не повезёт. Это Китай. К сожалению, на сегодня ситуация с шинами, поступающими оттуда на наш рынок, в большинстве своём аналогична вбросу китайского "Адидаса" в начале 90-х – нечто похожее издалека на нормальное изделие. Многим тамошним компаниям достаточно лишь внешнего вида – попросту копируется рисунок протектора популярной модели мирового бренда. И не обманывайтесь – никакие WindPower, Aelous, LingLong, Goodride, Triangl и прочие марки из Поднебесной не дотягивают до уровня нормальной резины, поскольку им присущи те же проблемы, что и заводам СНГ. Но есть и отличие, причём важное: китайские вендоры постоянно получают от государства и большого бизнеса инвестиции, динамично развивающие производство. Просто пока рано. Не доросли.
К слову. До сих пор никто из китайских производителей шин не представил свои изделия для проведения официальных тестов какой-либо европейской технической лабораторией и получения сертификата Международной комиссии ООН по безопасности автомобильной техники.
Вот, собственно, это и есть мои "пять копеек", которые я хотел положить в копилку вопросов о выборе шин.
Замечу, я вовсе не выражаю истину в последней инстанции, а просто делюсь своим мнением на основе определённого опыта эксплуатации и тестов, а также систематизации информации, полученной из разных источников. Могу быть и неправ, по крайней мере, кое-где кое в чём…
Фото автора