В Атырау прошёл круглый стол по вопросам дноуглубительных работ на Каспии для проекта Кашаган
В мероприятии участвовали представители госорганов, местной общественности, СМИ, компании NCOC, учёные, независимые экологи. Круглый стол организовал NCOC совместно с Жайык-Каспийским Орхусским центром.
Дноуглубительные работы вдоль подходного морского участка к месторождению Кашаган планируются для обеспечения возможной эвакуации персонала в случае возникновения чрезвычайной ситуации и для прохождения морских судов к производственным объектам NCOC.
Общая длина участка дноуглубительных работ, к которым NCOC приступил в июне этого года, предварительно проведя их оценку воздействия на окружающую среду и обсудив это с общественностью Атырау, составляет 56 километров.
Вопрос, который волнует многих жителей Атырауской области – о необходимости дноуглубления, возник вследствие падения уровня Каспийского моря и сопутствующего обмеления в районе расположения морских объектов консорциума, что создало угрозу безопасной эксплуатации морских производственных объектов месторождения Кашаган.
Как отметил на круглом столе заместитель управляющего директора NCOC Ермек Марабаев, для реализации данного проекта NCOC использует оптимальную технологию cooking pot, а также самое передовое оборудование в индустрии, прошедшее соответствующую аккредитацию.
"Технология cooking pot представляет собой затопленный сброс в море смеси воды и извлечённого грунта (пульпы) для снижения взмучивания взвешенных веществ. При применении данной технологии создается густой вертикальный поток морского грунта, собираемый фрезерными земснарядами, который после сгущения пульпы спадает на морское дно, образуя грунтовую насыпь. Одновременно на проекте используется три земснаряда, что позволяет быстро восстановить прозрачность воды", – пояснил Ермек Марабаев.
Подробно о работе земснарядов рассказал доктор географических наук, профессор, гидрограф Владимир Уваров. В своём выступлении он акцентировал внимание на мониторинге параметров качества морской воды.
"Мониторинг трёх земснарядов мы проводили ежедневно, в том числе замеры мутности около земснарядов. Измеряли и во время шторма 8 и 9 июля. Мы построили ряд карт, так как помимо мутности мы мерили солёность и прочее. Основные выводы: мутность колебалась в широких пределах – от 5,5 до 465 NTU при среднем значении 48,6 NTU", – отметил Уваров.
Как подчеркнули представители компании, NCOC проводит регулярный мониторинг химических и физических параметров качества морской воды, гидрометеорологических показателей, состояния морской биоты по всей акватории Северного Каспия. Согласно результатам мониторинга, мутность воды в районе проведения дноуглубительных работ не выходит за 1000-метровую зону оси канала и ниже проектных показателей.
Непосредственно о влиянии на биоту рассказала доктор биологических наук Елена Крупа. По её словам, дноуглубительные работы не влияют на водные сообщества.
"Основное внимание мы уделили трём сообществам – фитопланктону, зоопланктону и макрозообентосу. С одной стороны эти сообщества подвергаются наибольшему воздействию, с другой – являются ключевыми для формирования кормовой базы рыб в Каспийском море. Результаты предварительные, но мы сделали определённые выводы, что дноуглубительные работы не оказывают заметного влияния на упомянутые сообщества", – сообщила Елена Крупа.
Участникам круглого стола были представлены данные о том, что ко второй половине сентября года часть работ на основном маршруте на западном участке завершена. Подводные насыпи, собранные и установленные из морского грунта, находятся вне путей миграции и нагула осетровых рыб.
Как отметил заместитель управляющего директора NCOC Ермек Марабаев, дноуглубительные работы выполняются в строгом соответствии с требованиями строительных норм и Экологического кодекса Республики Казахстан: "NCOC ведёт постоянный контроль за процессом работ, стремясь минимизировать воздействие проводимых работ на морские компоненты окружающей среды.
Директор охраны здоровья труда окружающей среды и безопасности NCOC Нураш Ажигалиев добавил, что как только в компании убедились в том, что Каспийское море постепенно мелеет, начали искать логистические решения, для того чтобы обеспечить жизнедеятельность производственных объектов на море.
"Чтобы обеспечить безопасность, рассматривались разные варианты, в том числе дноуглубительные работы, судна на воздушной подушке, сухопутный мост, – рассказал Нураш Ажигалиев. – Рассматривалось и снижение осадки судов. И оказалось, что дноуглубительные работы – самое оптимальное решение и по срокам, и по стоимости проекта".