Среди чиновников в Казахстане появилась новая мода – нанимать себе штатных троллей. Что же это за совсем не фантастические твари – казахстанские интернет-тролли, где они обитают и чем питаются, выясняла студентка КазУМОиМЯ имени Абылай хана Валентина Беспалова. Её дипломная работа "Троллинг в дискурсе казахстанских новых медиа" завоевала приз зрительских симпатий на конкурсе дипломных проектов The Best Graduates – 2017 в университете "Туран".

Хороший тролль, плохой тролль

Тролля можно встретить на любом читаемом интернет-ресурсе. Опознать его не так уж сложно: его аккаунт в соцсети, как правило, без реального фото, и друзей у него мало. Он создаёт ложные личности – аккаунты, электронные адреса и ник-нэймы – с одной целью: комментировать. За это он вполне может получать доход, возможно, даже внушительный.


Фото с сайта ridus.ru

В наших медиа, как выяснила юная исследовательница, помимо троллинга распространён так называемый эльфинг – рассылка положительных, хвалебных комментариев. Причём добрых троллей у нас гораздо больше чем в России или на Украине, где комментаторы, по мнению Валентины намного агрессивнее.

"Недавно я анализировала статью, довольно официозную, сделанную по пресс-релизу о работе госорганов. И тут же появляются сотни определённых комментариев. И они размещались на разных сайтах в одно и то же время либо с разным интервалом. На одном сайте те же слова написаны в 16.35, на Tengrinews в 16.45. Комментарий публиковался под разными никами, но содержание было одно и то же – положительное", – прокомментировала Валентина Беспалова.

"Добрые тролли", по мнению студентки, могут писать приятные комментарии для своих шефов. Эдакая армия льстецов для государственного мужа.

"Хвалебные и поощряющие комментарии – это, возможно, работа пресс-служб различных ведомств. Смотрите: у каждой солидной организации есть своя пресс-служба. И начальники волей-неволей прибегают к такому изощрённому способу, чтобы сотрудники пресс-служб писали хвалебные комментарии", – считает Валентина Беспалова.

Иногда "эльфинг" может быть направлен на какой-либо проект, вызывающий неоднозначную реакцию общественности. В таком случае комментарии могут выглядеть неестественно положительными.

"На Ratel.kz была статья "Пилотный запуск базы данных детей-сирот обернулся скандалом". Создали базу данных с анкетами детей-сирот – предполагалось, что приёмные родители смогут зайти и посмотреть характеристики детей. И этих детей характеризовали как туповатых, безмозглых и прочее. На этом фоне должны были быть отрицательные комментарии, казалось бы. Но там были такие комментарии: "Ну что вы возмущаетесь, это же база данных, она только начинает свою работу". Видно было, что комментарии достаточно наивны".


Cкриншот с сайта Ratel.kz


Cкриншот с сайта Ratel.kz


Валентина Беспалова / Фото Informburo.kz

Валентина заметила, что после одиозной инициативы акима Павлодарской области Булата Бакауова о переносе Наурыза с марта на апрель помимо недоумевающих были и активно защищающие акима комментарии.


Скриншот с сайта Informburo.kz

А в некоторых случаях Валентина отметила явно отрицательные комментарии, авторы которых показались ей троллями.

"Когда был допинговый скандал с Ильёй Ильиным, все старались поддержать спортсмена, подбодрить, – говорит Валентина Беспалова. – И на этом фоне чётко выделялись комментарии, в которых писали: "Да ты только ради медали золотой, Казахстан тебе не нужен". Писали: "Вор никогда не признается, что украл. Спортсмен никогда не признается, что допинг принимал","Призовые, машины и квартиры верни! Позор! ВАДА никогда не ошибается. Какая тут политика, Илья? Армстронга лишили сами американцы 6 побед на Тур де Франс. И медаль Лондона перейдёт к российскому спортсмену Иванову, а медаль Пекина не знаю кому".


Скриншот с сайта Tengrinews


Cкриншот с сайта Tengrinews

ЭКСПО, политики, чиновники...

Чаще всего, по наблюдениям Валентины Беспаловой, троллят политиков и публичных лиц. Те, кто на виду, могут иметь как много доброжелателей, так и множество врагов.

"Даже был случай, когда Канат Бозумбаев был ещё акимом Павлодарской области, тролли создали фейковый аккаунт и писали посты в Twitter. Всё это выглядело реалистично. Он съездит в командировку – сразу пост", – рассказывает Валентина Беспалова.

Вокруг такого грандиозного события как ЭКСПО тоже вьётся немало троллей. Валентина нашла их следы на разных ресурсах в большом количестве.

"Когда на ЭКСПО рухнула конструкция, тоже тролли были очень активны, – рассказывает автор исследования. – Они хотели, видимо, как-то подстегнуть общественное мнение".

В качестве примера Валентина привела новость под названием "Здание на территории ЭКСПО рухнуло в Астане", которая была опубликована на сайте Informburo.kz 16 ноября прошлого года.

"Под этой статьей очень активный пользователь, что поддерживает компанию BI Group, подначивает других пользователей", – считает Валентина.





Откровенно злые комментарии к видео на YouTube всё о том же обрушении конструкции ЭКСПО на сегодняшний день уже удалены вместе с роликом, но Валентина успела привести их в дипломной.

"Пусть все сдохнут, кто у власти, как я ненавижу их",– писал пользователь, – вспоминает Валентина. – "Боже, как же я рад тому, что эти твари в Астане опозорились, ещё бы дети их дохли, я бы вообще рад был!", "Пусть каждая депутатская и министерская мразь сдохнет!!! Только этим и живу. Каждый день встаю с этой мыслью и засыпаю, пусть они все сдохнут!!!".





Война ботов

Различные тролли порой устраивают настоящие баттлы. Они как бы создают шумовую завесу, за которой сложно разглядеть, каково подлинное общественное мнение.

"Мне кажется, эта тема сейчас актуальна, – прокомментировала Валентина Беспалова. – Если сравнивать с соседними странами – Россией, Украиной – то там идёт прямая информационная война. В современном мире троллинг – это одно из распространённых явлений. Места присутствия этого феномена можно обнаружить там, где политика интернет-изданий, сайтов, порталов, блог-платформ, таких как Yvision, заинтересована в обратной связи с аудиторией. Казахстан тоже не стал исключением. В нынешнем онлайн-мире мы можем наблюдать новые стороны сетевой коммуникации. Некоторые видят в этом изъяны политических институтов, другие видят в этом экономические войны. Но главная проблема заключается в отсутствии культуры интернет-общения. Мы не можем определить, сколько точно троллей существует, но кажется, что они уже везде".


Фото с сайта bbcccnn.com.ua

Нашествие троллей в интернет-пространстве, по мнению автора научной работы, вполне может вылиться в то, что это станет официальной должностью. Троллей будут принимать на работу и платить зарплату.

"В России есть целый штаб троллей, их ещё называют "кремлеботы", у нас пока такого нет, но дело за малым, если так пойдёт и дальше. Существует возможность, что в скором времени образуется такая должность на бирже труда как тролли, – говорит Валентина. – Если сравнивать наш троллинг с российским или украинским, то можно заметить, что он не такой враждебный, там люди прямо агрессивно настроены. Но можно заметить, что у нас распространена практика, когда высокопоставленные люди прибегают к такому способу. Нанимают специальных людей, чтобы те писали хвалебные комментарии, чтобы в глазах народа выглядеть возвышенным".

Особенно сильно тролли активизируются, когда в обществе происходят некие потрясения. Тролли питаются негативной энергией, как некие мифические чудовища.

"Активизация троллей произошла тогда, когда произошли события, связанные с "арабской весной", которые подорвали Ближний Восток. И в дальнейшем, когда были события в Жанаозене Мангистауской области Казахстана. Каждый раз эти вспышки происходили после тех событий, которые волновали казахстанский народ, вызывали резонанс, – рассказывает Валентина. – Троллинг ведь переводится как "ловля рыбы на блесну". И тролль – это своего рода сетевой рыбак. Он закидывает наживку, чтобы на неё клюнули. Но, в отличие от рыбака, он ловит эмоции".

Конкурс дипломных проектов The Best Graduates – 2017, на котором Валентина Беспалова представила свою работу, прошёл в университете "Туран". Среди экспертов жюри были представитель ЮНЕСКО Сергей Карпов, директор представительского офиса в Казахстане Schildershoven Finance Роман Маргацкий, писатель Байбол Алибек и другие. Победил в конкурсе проект психолога Ботагоз Байболовой – студентки университета "Туран", которая вела исследования в области семейных взаимоотношений. На втором месте оказались студенты из UIB с проектом "Big Time – американды стильдегі кафесі". Приз зрительских симпатий за работу "Троллинг в дискурсе казахстанских новых медиа" получила Валентина Беспалова.