"Таких больших компаний на локальном IPO в Казахстане ещё не было". Какой эффект ожидают от IPO "КазМунайГаза"?
До окончания приёма заявок от инвесторов для участия в IPO АО "НК "КазМунайГаз" осталось меньше десяти дней. Окончательные итоги подводить пока ещё рано. Однако оценить стартовые позиции и возможности дальнейшего развития компании, роль частных инвесторов и ожидаемые перспективы для страны уже возможно.
Точки роста и перспективы
Как рассказал Даурен Карабаев, заместитель председателя правления АО "НК "КазМунайГаз", компания подошла к IPO с хорошими, стабильными финансовыми и производственными показателями.
"Мы приобрели дополнительную долю в проекте "Кашаган", за счёт чего увеличили объёмы добычи, – рассказывает он. – Ранее провели реструктуризацию "КазМунайГаза" путём отделения "КазТрансГаза" в качестве прямой дочерней компании "Самрук-Казына" и работу по выравниванию графика погашения долгов и в целом по улучшению условий долговых обязательств. Повысили кредитные рейтинги от международных рейтинговых агентств (Fitch, Standard & Poors, Moody’s)".
Долг компании снизился за счёт погашения из собственных средств: с пиковых 19 млрд долларов в 2014–2015 годах до 9 млрд долларов сейчас. В будущем основной приоритет будет связан с выплатой дивидендов, а не погашением долга. Несколько лет назад компания не могла позволить выплачивать большие дивиденды. Например, по итогам 2016 года выплатили всего 45 млрд тенге, а по итогам 2021 года – уже 200 млрд тенге. Таким образом, к моменту выхода на IPO наблюдается положительная динамика по ежегодному объёму дивидендных выплат.
Ближайшие точки роста – месторождение Тенгиз, на котором ожидается дополнительный прирост добычи на 35-–40%. Есть более долгосрочные проекты по расширению добычи на Кашагане. "Буквально две недели назад запустили завод по производству полипропилена в Атырауской области – проект, над которым "КазМунайГаз" работал последние три-четыре года", – отмечает представитель КМГ.
Каковы ожидания от IPO? Как и в любых других компаниях, которые выходят на публичные рынки, в компании ожидают только позитивные улучшения: подотчётность, прозрачность, транспарентность, улучшение практик корпоративного управления и эффективности принятия решений.
"Теперь каждое решение будет оцениваться через призму влияния на стоимость акций для акционеров. Такой важный независимый критерий оценки результатов деятельности должен привести к повышению эффективности компании", – считает Даурен Карабаев.
Промежуточные результаты, по его оценке, оптимистичны. "Люди знают компанию и понимают её роль в нефтегазовом секторе Казахстана. К сожалению, пока не можем сказать количество заявок, общая ситуация будет объявлена к концу размещения. Приоритет отдаётся физическим лицам, гражданам Казахстана. К слову, именно для этой категории инвесторов и был установлен такой длинный период сбора заявок (чтобы открыть счета, перевести деньги и т. д.). Институциональным инвесторам на это требуется меньше времени", – говорит Даурен Карабаев.
Говоря о рисках, он напоминает, что анализ рисков и его публикация являются обязательными при IPO.
"Мы выпустили обстоятельный проспект, в котором есть раздел "Анализ риск-факторов". В прошлом основной риск был связан с падением цен на нефть. В 2014–2015 годах компания проходила подобный период очень сложно, потребовалась поддержка государства. Работа над ошибками показала, что в аналогичном кризисе 2020 года мы этот риск преодолели. Укрепили финансовую устойчивость, выстроили правильный график погашения долгов, оптимизировали затраты и уже обеспечили положительный денежный поток, выплачиваем дивиденды, – говорит зампред правления "КМГ". – Сейчас риск финансовой устойчивости при падении цены на нефть кажется менее актуальным".
Кроме этого, существующая цена 8 406 тенге за акцию (или за полный пакет выпущенных акций – 5,1 трлн тенге) была установлена коллегиально совместными решениями Госкомиссии, Фонда "Самрук Казына" и "КазМунайГаза" с учётом всех рисков и перспектив роста. Балансовая стоимость одной акции намного выше – 14 300 тенге (или 9 трлн тенге за весь объём). Такой сорокапроцентный дисконт установлен для того, чтобы максимизировать охват розничных инвесторов, сделать акции доступными и оставить потенциал роста.
В стратегии развития компании не стоит ждать радикальных перемен: "Мы собираемся оставаться нефтегазовой компанией. Наша основная миссия – разработка углеводородов в РК наиболее эффективным и экологичным способом, геологоразведка, нефтегазохимия, производство полипропилена, полиэтилена и другой продукции более высокого передела и добавленной стоимостью и снижение углеродного следа и повышение экологичности производства. К 2031 году мы планируем снизить выбросы СО2 на предприятиях группы КМГ на 15%. Разумеется, после проведения IPO акцент на прибыльность и выплату дивидендов будет ещё большим", – резюмирует Даурен Карабаев.
Резкий рост брокерских счетов и повышение финансовой грамотности
Директор департамента по приватизации и реструктуризации активов АО "Самрук-Қазына" Дастан Адиходжаев фиксирует повышенный интерес со стороны населения как к фондовому рынку в целом, так и конкретно к IPO КазМунайГаз. Об этом говорит резкий рост количества брокерских счетов почти в 2 с половиной раза с начала года в системах Центрального депозитария ценных бумаг и AIX CSD. А хватит ли акций?
"Оптически, пакет акций в 5%, выставленный на продажу, выглядит не столь значительным. Но, учитывая размеры КМГ относительно экономики Казахстана и ёмкости казахстанского фондового рынка, 5% это достаточно большой объём. При стоимости всей компании в 11 млрд. долларов максимальный размер сделки может составить 550 млн долларов. Таких больших компаний на локальном IPO в Казахстане ещё не было". Информация о текущем объеме и соотношении розничных и институциональных инвесторов в формируемой книге заявок, пока не подлежит разглашению до окончания транзакции, – говорит он.
Приоритет, по словам Дастана Адиходжаева, будет отдан гражданам Казахстана, но как и любой другой эмитент, КМГ заинтересован в построении диверсифицированной качественной базы инвесторов, что возможно только когда акциями владеют как физические лица так и профессиональные институциональные инвесторы.
"Есть много нефинансовых положительных аспектов – это и развитие отечественного рынка ценных бумаг, и увеличение возможностей для повышения позиций Казахстана в индексах MSCI и FTSE по определённым критериям, среди которых совокупная капитализация рынка ценных бумаг, совокупная капитализация отдельных крупнейших эмитентов, а также уровень ликвидности и фри-флоут, – рассказывает директор департамента по приватизации и реструктуризации активов.– Проводимое IPO приближает страну к повышению позиций в этих индексах и открывает новые горизонты не только для КМГ и других портфельных компаний Фонда, но и для всех эмитентов из РК. То есть в среднесрочной и долгосрочной перспективе чем больше IPO на локальном рынке будет, тем в конечном итоге дешевле станет капитал для всех казахстанских эмитентов, а это уже реальный экономический эффект".
Отмечает он и такой дополнительный эффект как повышение инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения, дополнительный вклад в формирование среднего класса в Казахстане и, конечно же, повышение уровня корпоративного управления и операционной эффективности государственных компаний.
"Сейчас много говорится о подотчётности обществу и правительству. При наличии частных инвесторов в капитале любой компании однозначно этот показатель будет расти. Компания станет более прозрачной и будет публиковать не только то, что необходимо исходя из требований законодательства и финансового регулятора, но и продемонстрирует все аспекты своей деятельности и логику принятия решений", – резюмирует представитель Фонда "Самрук-Казына".