"Инклюзия, – говорит главный специалист столичного управления образования Гульшат Исинова, – это не только формирование безбарьерной среды и подборка специальной образовательной программы, но и воспитание толерантного отношения к детям с особыми потребностями, воспитание отзывчивости, сострадания, помощи и поддержки".

В Астане недавно произошёл удивительный случай: после долгого отсутствия в класс вернулся один из учеников – он не мог ходить из-за проблем со здоровьем. Родители одноклассников, учителя и их коллеги помогли маме мальчика приобрести электрическую инвалидную коляску. 

"В школах активно ведётся воспитательная работа среди учащихся по толерантному отношению к детям с особыми потребностями, по воспитанию отзывчивости, сострадания, помощи и поддержки. Эта же работа проводится и с родителями, чтобы они учились поддерживать таких детей сами и учили этому уже своих детей. Ведь дети все разные: кто-то высокий, кто-то нет, кто-то с тёмными волосами, а кто-то со светлыми, кто-то здоров, а у кого-то есть серьёзные проблемы. Но несмотря на это, у всех права одинаковые – все имеют право получать образование, потому что это гарантировано Конституцией Республики Казахстан. И законы страны говорят, что любой ребёнок может обучаться в любой школе", – говорит Гульшат Исинова.

Иными словами, ребёнок вправе обучаться в той школе, на территории обслуживания которой он проживает. Даже если ребёнок имеет психофизическую особенность, он не должен искать ту школу, где есть условия, потому что, как заверила специалист столичного управления образования, необходимые условия создаются во всех школах города. 

"К 2025 году по национальному проекту условия будут созданы во всех школах на 100%. Какие это условия? Во-первых, это физический безбарьерный доступ. Это наличие пандусов, подъёмников, лифтов, если у ребёнка есть нарушение опорно-двигательного аппарата, если есть нарушение зрения – разметки, рельефные линии. Если здание устаревшее и если в проекте не предусмотрен лифт, то мы устанавливаем подъёмник, если и это невозможно, то приобретаем гусеничный лестничный подъёмник. Во всех школах есть пандус, кнопка вызова. То есть любой человек, имеющий какую-то особенность, связанную с нарушением опорно-двигательного аппарата, будь-то родитель или ребёнок, имеет доступ в организацию образования безбарьерно", – указала Гульшат Исинова.

Второе условие, по её словам, это подборка индивидуальной образовательной программы в случае, если у ребёнка есть какая-то особенность и он затрудняется осваивать материал наравне с норматипичными детьми. Такое решение принимается на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

Если ребёнок слабовидящий или незрячий, то для него закупаются учебники со шрифтом Брайля, либо с укрупнённым шрифтом. 

"Оценивание ребёнка тоже будет другим. Если норматипичному ребёнку на выполнение задания даётся 5 минут, то особенному – 10 минут, если норматипичному – 10 заданий, то ему – 6. Это называется индивидуальный подход. В каждом классе может сидеть не более трёх особенных детей. Кроме того, для каждого ребёнка на основании заключения ПМПК организовывается сопровождение специальными педагогами", – говорит эксперт.

Например, если у ребёнка есть проблема с задержкой речи, то прописывается помощь логопеда. Школа обязана создать специальные условия и наличие или приём на работу логопеда – это одно из специальных условий. Помощь дефектолога также оказывается по заключению ПМПК.