Шапан Абылай хана и политика памяти: как Национальный музей РК взаимодействует со школьниками
В Национальном музее РК отмечают: главная составляющая любого музея – политика памяти, отображающая историко-культурные явления и процессы через экспонаты, исторические раритеты, реликвии и экспозиционное пространство. Музеи создают исполненные особого смысла визуальные и текстуальные реконструкции исторического прошлого, направленные на передачу памяти и национального опыта от одного поколения к другому.
Логично, что при таких задачах имеет смысл привлекать во взаимодействие с историческими реликвиями и школьников, чтобы не ограничивать их только страницами учебников. Что и делают в Национальном музее в рамках инициативного проекта "Музейдегі мектеп күні" ("День школы в музее") с сентября 2022 года.
В проекте благодаря сотрудникам отдела музейной педагогики уже успели принять участие 1612 столичных учеников из 50 государственных и пяти частных школ и гимназий.
"В трёхтысячелетней истории цивилизации кочевников евразийских степей сокрыта и почти 560-летняя история Казахского ханства, – так начинает свой урок научный сотрудник Национального музея РК Жанар Жаксалыкова. – В истории Великой степи есть страницы, повествующие о почти 20 государствах и государственных образованиях, когда-то существовавших в её пределах. Благодаря труду археологов, историков, краеведов и многих других специалистов мы знаем достаточно много об их традициях, обычаях, языках, религии, искусстве, архитектурных памятниках и местах, где принимались судьбоносные решения".
Путём суммирования знаний из школьных учебников и музейной информации о конкретных исторических событиях и личностях у учеников выстраивается исторический образ казахского народа, его национальной культуры и обычаев. Занятия, проводимые специалистами музея, носят не только образовательный характер, но и влияют на эмоциональное восприятие детьми той или иной исторической темы, которое порождается яркими впечатлениями от музейных экспонатов.
Например, рассказ об исторической реликвии – шапане одного из величайших правителей в истории казахской государственности: хана Абылая, впервые объединившего три жуза, выдающегося государственного деятеля, талантливого военачальника и тонкого дипломата.
"Раритетный экспонат выставлен в отдельной витрине. В казахской устной литературе сохранилось предание, что шапан хана Абылая был передан по наследству хану Уали (его сыну), после смерти которого шапан передается Байдалы бию старшей женой хана Уали – Айганым. Байдалыби считался главным бием хана Абылая, а после его смерти оставался советником Уали хана. Экспонат хранился как семейная реликвия у потомков Байдалы бия. Наконец, в 2007 году Хамзой Сатжановым он был передан в Президентский центр культуры РК, в 2014 году – Национальному музею РК", – рассказывает музейный сотрудник.
Ввиду солидного возраста историческая реликвия была отреставрирована мастером Турсунгуль Жайлаубаевой. Мы можем рассмотреть экспонат поближе: шапан от подплечья до подола скроен по треугольной форме, сшит из тёмно-красного плюшевого материала с шелковым подкладом. Длина шапана составляет 127 см, ширина плеч – 88 см, длина рукава – 66 см. Воротник шапана и края рукавов расшиты в два ряда золотыми нитями, в центре изображены волнообразные узоры, на внутренних линиях вышит орнамент цветочной формы.
Детское воображение сразу рисует плечистого батыра высокого роста с твёрдым взглядом, властителя того времени. Это заметно по завороженному взгляду ребят, обступающих музейную витрину. Школьные учителя незаметно для себя тоже подтягиваются поближе к экспонату, чтобы ещё раз внимательно изучить его. Научный сотрудник, роль которого во время музейного урока – ассистировать школьному учителю, предлагает участникам:
"Прошу обратить внимание на соседнюю витрину, где можно увидеть антропологическую реконструкцию внешнего облика самого Абылай хана, выполненную в лаборатории пластической реконструкции доктора исторических наук Михаила Герасимова в Москве по инициативе нашего главного научного сотрудника академика Оразака Исмагулова".
С витрины на современников спокойным взглядом "смотрит" сам Абылай хан, чья воля, интеллект, характер и талант правителя сохранили для них одну из исторических вех казахского государства. Вот так на глазах сегодняшних подростков оживает история.
"Среди останков более чем трехсот исторических личностей, захороненных в национальном пантеоне рядом с мавзолеем Ходжи Ахмета Ясауи, были найдены и идентифицированы останки Абылай хана, – повествует далее сотрудник музея. – Давайте представим, что сам Абылай хан, возможно, приобрел этот шапан всего за 5–6 лет до своей кончины – в 1781 г. Значит, так называемый исторический возраст шапана составляет 247 лет!"
Для сравнения Жанар Алтынбековна приводит такие данные: 247 лет – это целая история государственности США, провозгласивших свою независимость в 1776 году. А у нас уже тогда был наработан 300-летний опыт политического устройства общества Великой степи с суверенной формой ханской власти. После этих слов ребята, конечно, замирают в тишине, прислушиваясь к своим внутренним эмоциям и анализируя полученную информацию.
"Музейные уроки по своей методологически-познавательной природе полезны при закреплении учебного материала, особенно в плане патриотического воспитания. Ученики лучше усваивают музейную информацию, ориентируются в исторических событиях, датах и личностях, оказавших влияние на историю государственности Казахстана. Эмоционально-образовательное действие урока влечёт за собой самостоятельную познавательную деятельность учеников: многие изъявляют желание прийти в музей ещё раз или найти в интернете дополнительную информацию, воспользовавшись советами музейных сотрудников", – отмечает Жанар Жаксалыкова.
Это в очередной раз доказывает, что история лучше усваивается при наличии осязаемого исторического объекта, пусть даже за стеклом музейной витрины.