С 1 января 2016 года в Казахстане вступают в силу поправки в Закон "О телерадиовещании". Подписанные Главой государства, они запрещают показ рекламы на ретранслируемых иностранных телеканалах и, следовательно, заметно меняют устоявшуюся десятилетиями систему распределения рекламных бюджетов на отечественном телерынке.

Противники и сторонники нововведений успели развернуть в СМИ горячие дискуссии. Своё мнение о поправках высказали руководители казахстанских телеканалов и авторитетные эксперты.



 

 


Генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов:

"Колоссальные деньги теперь будут оставаться на внутреннем рынке"

Наконец-то устранено наиболее значительное, казавшееся уже непреодолимым препятствие на пути эффективного развития отечественного ТВ. Колоссальные деньги – по нашим оценкам, до 4 млрд тенге в год – теперь будут оставаться на внутреннем рынке, в нашей профессиональной индустрии, служить её развитию, выводу казахстанского телепроизводства на мировой уровень. Это новые сериалы и шоу, новые лица и новые идеи, новые технологии и форматы. Это как раз все то, чего пока не вполне хватает нашим телеканалам, чтобы зритель поверил в казахстанское телевидение.

За десять лет – из-за того, что огромные средства оседали, по сути дела, на счетах иностранных телевещателей – наш зритель недополучил десятки тысяч часов премиального контента, и на этом одном россияне, индусы, турки заработали сотни миллионов долларов. Я уже не говорю, что на эти деньги можно было бы построить 5-6 новых отечественных нишевых телеканалов: ёмкость телепотребления в нашей стране позволят запустить ещё хоть 50 развлекательных телеканалов. А это не только качественный рывок всей индустрии вперед, но и налоги, и рабочие места. Будучи по сути придушенными столько лет – как мы можем возражать, что нам наконец-то позволили дышать полной грудью? 



 

 


Генеральный директор телеканала КТК Канат Сахариянов:

"Мы кормим иностранные каналы, которые потратили на вещание в Казахстане ноль тенге"

Крупные мировые рекламодатели, видя, что иностранные каналы свободно и без преград покрывают территорию РК, направляют им свои рекламные бюджеты и происходит это там же – за границей. То есть эти деньги в Казахстан не заходят вообще. В итоге рекламодатель всё равно получает казахстанскую аудиторию. Мы же – казахстанские телеканалы – платим деньги за распространение нашего сигнала и потом уже стараемся собрать деньги с размещённой у нас рекламы.

Выходит, мы попросту кормим иностранные каналы, которые потратили на вещание в Казахстане ноль тенге, но очень даже неплохо на нём зарабатывают. И при этом данные СМИ не обращают внимания на обязанность выполнения прописанных в наших законах требований. Большинство стран постсоветского пространства уже приняли законы, которые на своей территории запрещают рекламу на иностранных телеканалах. Этим самым власти защищают и развивают собственные телевизионные рынки.



 

 


Генеральный директор "Седьмого канала" Куат Бахридинов:

"Никакой угрозы для кабельного ТВ нет" 

Жалобы кабельных операторов на высокую угрозу для их бизнеса как такового не вполне состоятельны. Основным источником дохода кабельных операторов должна быть абонентская плата. Дополнительным источником доходов могут быть дополнительные опции – подключение к услуге кабельного ТВ и сдачи в аренду (с вариантом последующего выкупа) приставок (абонентских устройств), а также услуги по настройке ТВ-приёмников. Когда кабельные операторы говорят про доходы от рекламы, речь идёт о врезках непосредственно в программные блоки либо о бегущей строке, которая популярна в регионах.  С учётом недавних изменений по либерализации рынка даже крупным кабельным операторам разрешили самостоятельно устанавливать тарифы за свои услуги, чтобы рынок кабельного ТВ сам определил оптимальный ценовой спрос.  И тарифы в позапрошлом и в прошлом году выросли, увеличив и доходность кабельных операторов.

Мы ожидаем, что определенная часть бюджетов, которую рекламодатели направляли на российские телеканалы в кабельных операторах будет переориентирована на отечественное ТВ. Нашему казахстанскому телезрителю тут важно понять, что речь не идёт о запрете иностранных каналов как таковых, а только о запрете рекламы на них.  Если они смотрят российское или иное ТВ, они и будут продолжать его смотреть. Мы, в свою очередь, приложим все усилия, чтобы поднять качество отечественного ТВ и переманивать таким образом телезрителей в свою сторону. 

 



 

 


Директор представительства международной организации Internews Network в Казахстане Ержан Сулейменов:

"Ограничения должны касаться только коммерческой рекламы" 

Это выглядит как справедливое решение – так как иностранные каналы не обязаны выполнять требования о производстве контента на казахском языке и производить контент на территории страны. А казахстанские каналы под угрозой закрытия обязаны выполнять эти требования и нести дополнительные расходы. 

При этом продажа рекламы и размещение её на иностранных каналах в РК сокращает рекламные поступления местных телеканалов. Важно, чтобы под действие поправок не попадали эфирные анонсы и социальные ролики.





 

 


Председатель правления Союза журналистов Казахстана Сейтказы Матаев:

"Безгранично гоняли рекламу" 

Этот вопрос до настоящего времени не регулировали, и операторы, которые представляют ретранслируемый контент, безгранично гоняли рекламу, причём, не всегда она отвечала нашему менталитету. Да, кабельные операторы также могут говорить, что они не могут вырезать рекламу зарубежных каналов. Но вспомните, когда вводился закон об обязательном вещании не менее 50% эфира на государственном языке, также были возмущения, но прошло время, и всё устаканилось. На самом деле реклама должна регулироваться нашими законами, поэтому к данным поправкам я отношусь положительно. 

Говорят также, что теперь реклама уйдёт в Интернет. Но я не совсем согласен с этим мнением. В Казахстане, во-первых, не такое большое население. Во-вторых, активными пользователями Интернета в основном являются жители Астаны, Алматы, Караганды. Мы проводили в прошлом году исследование, которое показало, что почти 90% населения Казахстана получает информацию посредством телевидения. Поэтому рекламодатели по-прежнему будут заинтересованы в продвижении своих товаров на эфирном ТВ.



 

 


Политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев:

"Конкуренция на рынке была неравной" 

Иностранные СМИ, особенно российские, легко выходили к нам, не тратя больших ресурсов и получая большие куски рекламного пирога. Хотя с экономической точки зрения это неправильно, конкуренция была неравной, и на самом деле это казахстанские СМИ должны были получать рекламные бюджеты. Поэтому я полностью поддерживаю принятые поправки. Теперь ситуация на рынке должна кардинально поменяться, важно, чтобы наши телеканалы наращивали свое присутствие на рынке за счёт качественного улучшения своего контента, в том числе на казахском языке. 

Я также поддерживаю данные поправки в закон о телевещании и с точки зрения национальной безопасности. Ранее я уже не раз отмечал в своих выступлениях, что наша Республика превратилась в своеобразную информационную колонию, когда иностранные СМИ активно формируют сознание наших граждан, втягивают их в свои информационные войны. Нужно поддерживать и негосударственные СМИ, чтобы создать конкурентную среду, наращивать свои информационные ресурсы, создавать свое информационное поле, где мы сами диктуем условия.

Понятно, что рекламщики и кабельные операторы не так оптимистично смотрят на изменения в законе.




        

 


Директор агентства интеллектуального медиапланирования "Штаб-медиа" Денис Жуков

"Потеря прибыли станет горькой реальностью"

В 2016 году медиарынок не досчитается денег из-за этого закона. Есть большие сомнения, что деньги, которые ранее заходили на кабельное ТВ, перейдут на отечественные эфирные телеканалы. Однозначно, часть этих денег перетечёт в Интернет. Перед медиа-агентствами остро встанет вопрос поиска решений по предложению эффективного вложения рекламных средств. Иначе потеря прибыли станет горькой реальностью, сказал Жуков порталу gpk.kz.




 

 

Директор департамента управления кабельного телеоператора "Алма-ТВ" Газиза Жаппарова:

"Очевидных выгод для медиарынка в новом законе нет"

"Запрет создаёт проблемы для рынка, но малопонятно, что он решает. Телеканалы не готовы пойти на трансляцию очищенного от рекламы сигнала отдельно на Казахстан. Дело в том, что для реализации такой возможности потребуются огромные трудозатраты, материальные инвестиции и время.Сложно представить, как можно реализовать соответствие закону со стороны телеоператоров. Мы транслируем 140 каналов, на каждом необходимо заглушить рекламные блоки. Мы посчитали, что, если попытаться глушить рекламные блоки со стороны телеоператора, потребуется непрерывная работа 120 человек и более 3 млрд тенге.

Рекламодатели будут искать свою аудиторию на других площадках, перераспределят бюджеты и сфокусируются на Интернете, а возврат денег в эфирное ТВ не произойдёт, так же как не произошёл ни в России, ни в Украине.

Сильно пострадает малый и средний казахстанский бизнес. Реклама на ретранслируемых каналах обходится в десятки раз дешевле, чем реклама на эфирных каналах из первой семёрки, и небольшие компании имели возможность рекламироваться в кабельных сетях. Клиенты мелкого бизнеса не всегда есть в Интернете. Теперь непонятно, откуда люди будут узнавать о продуктах маленьких, но перспективных казахстанских компаний.