Раскритикованный американцами "Бен-Гур" Тимура Бекмамбетова ворвался в казахстанский прокат
Летом во время выхода "Бен-Гура" в американский прокат все киносайты писали о том, что картина Тимура Бекмамбетова провалилась в домашнем прокате. Всё верно, но мы-то знаем, что настоящий домашний прокат фильмов Тимура – у нас, в Казахстане, поэтому начнём с плюсов новой, седьмой картины Тимура Бекмамбетова. И плюсов в ней, как оказалось, гораздо больше, чем вы думаете. "Бен-Гур" вовсе не так катастрофически плох, как о нём писали американские кинокритики, и если вы никогда ранее не видели старого фильма Уильяма Уаллера, а уж тем более немых картин, посвященных Бен-Гуру, и ничего не знаете об истории иудея, родившегося принцем, ставшего из-за стычки с другом (а в новом фильме – сводным братом) рабом, а затем вернувшего себе честь, достоинство и положение, то на фильм можно смело идти с чистым сердцем – некоторые сцены вы наверняка оцените по достоинству. Для Тимура Нурахитовича этот фильм – новая высота. Как с визуальной точки зрения, так и с технической.
Несмотря на то что проект "Бен-Гур" продюсерский и Тимур Бекмамбетов выступает приглашённым режиссёром, по увиденному на экране понятно, что для самого Бекмамбетова "Бен-Гур" много что значит, и он постарался выложиться на сто процентов. Тема Древнего Рима всегда интересовала режиссера. Как мы помним, одним из первых полнометражных фильмов, который снял Бекмамбетов, был малобюджетный "Гладиатрикс" – опять-таки ремейк фильма 1974 года "Арена" Стива Карвера о девушках-гладиаторах, где у Тимура главные роли исполнили модели, снимавшиеся в Playboy. Этот трэшевый фильм мало кто видел, и понятное дело, что он был скорее экспериментом для режиссёра, но кажется, именно тогда Тимур Нурахитович заболел историей Древнего Рима. А если ты неравнодушен к материалу, то всегда стремишься сделать по максимуму. В новом фильме мы видим всё, чем хорош наш земляк: здесь и масштабные сцены, снятые при помощи компьютерной графики (речь о роскошной гонке на колесницах), и необычные спецэффекты (вроде взбегающей верх по трибуне лошади). Есть даже его любимый Морган Фримен в одной из ролей. Бекмамбетов впервые пробует создать по-настоящему эпическое полотно. Насколько эпично это получилось – уже другой вопрос.
Почему фильм так оглушительно провалился в американском прокате, собрав на показательной первой неделе 11,4 миллиона долларов при бюджете 100 миллионов? Причин много.
Во-первых, снимать ремейк по американской классике (самая успешная экранизация этой истории в 1959 году получила 11 "Оскаров") было изначально плохой идеей. Для американцев "Бен-Гур" из числа неприкасаемых. Пусть из молодых жителей США его мало кто смотрел, но для знатоков фильм "Бен-Гур" также свят, как для нас "Ирония судьбы, или С легким паром!" Эльдара Рязанова (на который Тимур Нурахитович тоже не побоялся сделать ремейк). Исполнитель главной роли в фильме 1959 года Чарлтон Хестон был одним из самых популярных голливудских актёров своей эпохи, обогнав тогда даже Мэрилин Монро. А сам фильм стал мифом. С таким не шутят.
Хотя это вымышленная история и вообще не об Америке, но американцы, особенно те, что из набожных христиан, её так полюбили и так к ней прикипели, что для них ремейк того "Бен-Гура" – это как для нас, наверное, переснять "Летят журавли", включив туда роскошно сделанную с технической точки зрения бомбёжку или же вписав в фильм батальную сцену с применением возможностей компьютерной графики. Говорят, что знаменитая гонка на колесницах в "Бен-Гуре" 1959 года была ноу-хау того времени и, собственно, определила дальнейший метод съёмок такого рода сцен – после этого фильма снимать стали именно так (и, кажется, до сих пор снимают). Гнев американских критиков и заниженный ими от возмущения рейтинг понятен.
Во-вторых, команда нового "Бен-Гура" промахнулась с кастингом. Ключевая роль – роль иудейского принца Бен-Гура досталась британскому актёру, звезде сериала "Подпольная империя" Джеку Хьюстону. В первой части фильма, когда речь шла о беззаботной жизни принца Джуды Бен-Гура (на английском его имя звучит как Иуда Бен-Гур), Хьюстон, такой лучезарный и мягкий, приходится как нельзя кстати. Его герой там также беззаботен и наивен, как Будда до просветления. В середине картины, где Бен-Гур – раб, ещё тоже можно стерпеть, ведь там мы видим его изменившегося, но в финальной третьей части, где от него требовался героизм и мужской характер, выглядит Хьюстон неубедительно. Как романтический герой, который непонятно как оказался в героическом фильме. Мы уже не говорим о Понтии Пилате с лицом мэра провинциального российского городка (ну ведь правда пополневший Асбек Пилу похож на русского?).
В-третьих, сценаристом проекта оказался Джон Ридли, получивший сценарный "Оскар" за заунывную картину "12 лет рабства". Как мы помним, та картина была такой прямолинейной и простой, что людям, кто к теме, так сказать, равнодушен, было откровенно скучно. В "Бен-Гуре" драматургические приёмы тоже уж слишком очевидны и прямолинейны, взять хотя бы сцены с Иисусом Христом. Он в сюжете присутствует как бы фоном, появляясь, чтобы преподнести великие христианские заповеди. Но сцены с ним получились простенькими, и поскольку об этом было уже столько снято и рассказано, не пробивают ни на йоту. К тому же изменения в сценарии, если, к примеру, сравнивать со старым фильмом, не в лучшую сторону. Из-за них в новом фильме Бен-Гур выглядит местами глупцом: к примеру, зачем ему было вызывать смертельного врага на разговор один на один? А вот хорошую находку – родственную линию, благодаря которой друзья здесь – сводные братья, не довели до высокой драматургической высоты. Но у сценариста тоже алиби: ему пришлось сильно резать материал и впихнуть в два с половиной часа то, что длилось почти 4.
В-четвёртых, когда хочется до публики донести какой-то светлый, добрый месседж вроде того, что прощение лучше, чем месть, или что помогая ближнему, ты помогаешь себе, сделать это всегда непросто. Если говорить об этом прямо, то получаются такие фальшивые финалы, как в новом "Бен-Гуре". Добиться же слёз, катарсиса и просветления от этой простой и, казалось бы, уже банальной мысли – верх пилотажа, а он получается не у всех.
В-пятых, фильм Бекмамбетова в Америке стартовал в прокате одновременно с распиаренным на все лады "Отрядом самоубийц" и гастрономически-порнографическим фильмом "Полный расколбас", о котором мы ещё напишем. Конечно, молодая аудитория всегда охотнее выберет кино, в котором необычные герои под красивую, динамичную музыку убивают злодеев человечества, и фильм, где можно просто тупо поржать (извините, но другого глагола для такого рода фильмов нет), чем историю (ладно, псевдоисторию) из Древнего Рима.
В завершение лишь добавим, что несмотря на все вышеописанные плюсы и минусы, новая картина Тимура Бекмамбетова достойна просмотра, хотя бы потому, что человек оказался настолько смел, что не побоялся вступить в войну с мифом, который, как он сам признаёт в одном из интервью, победить невозможно.
Loading...