Казахстан продолжает оставаться хорошим примером как страна с развитыми сетями доступа к интернету (как фиксированного, так и мобильного) и высокими инвестициями в сети, несмотря на скромность тарифов на услуги и низкую плотность населения.

Покрытие и скорость

В рейтинге Международного союза электросвязи (ITU) в 2017 году Казахстан по уровню развития сети занимал 52-е место в мире и третье место в странах СНГ по скорости интернета.

Сейчас проникновение мобильного широкополосного доступа к сети, по данным операторов, в Казахстане составляет 94%. Это очень высокий показатель.Этот же показатель в Европе – 82,5% при более высоких ценах на услуги связи для абонентов. В целом в 2019 году в развитых странах доступом к интернету пользовались 86,6% населения, в наименее развитых – чуть более 19% (график ниже).



В Казахстане зарегистрировано более 34 млн абонентских устройств и 14,9 млн активных пользователей мобильных устройств.

Широкий охват населения услугами связи в Казахстане в разрезе технологий, которые позволяют судить и о скорости доступа к интернету в стране, наглядно представлен в таблице ниже.

Текущее состояние покрытия РК

Сельские населённые пункты

Население

Всего

4321

17 596 779

2G

4093

17 495 097

МШПД

2952

16 710 866

3G

2949

16 709 204

4G

903

14 278 695

Нет ШПД

1369

885 913

Нет GSM

228

101 682

Если говорить о скорости интернета, то Казахстан – один из мировых лидеров по покрытию 3G, учитывая плотность населения. Например, в 2018 году покрытие на единицу населения в Казахстане было больше, чем в России.

Причём во время карантина, когда нагрузки на сеть значительно выросли, операторы связи, как они сообщили, не снижают скорость соединения в часы пик.

"Проблемы с качеством соединения испытывают не города, которые получают услуги широкополосного доступа к интернету по разным технологиям, а сёла с небольшим числом населения", – комментирует вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Дарын Туяков.

В Казахстане 6560 населённых пунктов, из них только 118 из них – это города. Что касается фиксированного доступа к Сети, все областные и районные центры уже обеспечены оптоволоконной линией связи.

"Более 50% сёл (607) также подключены к оптоволоконной инфраструктуре, оставшиеся 643 будут подключены до конца 2020 года", – сообщил вице-министр. Работы ведутся в рамках проекта ГЧП с операторами связи.

Кроме того, 13 февраля 2020 года министерством был подписан меморандум с акиматами и план-график по развитию мобильного интернета в сельских населённых пунктах.

До конца года 928 сельских населённых пунктов с населением выше 250 человек будут охвачены технологиями высокоскоростного интернета 3 и 4G.

О хорошем состоянии сетей в Казахстане говорят и независимые эксперты.

"Сейчас во время ЧП в Казахстане сети действительно перегружены, но сказать, что они недостаточно качественные, низкоскоростные, нельзя. Сети достаточно развиты, особенно это касается городов", – говорит директор казахстанского Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА) Арман Абдрасилов.

Тарифы и инвестиции в сеть

Казахстан входит в первую пятёрку стран в мире с самым дешёвым доступом к интернету со скоростью соединения 100 м/бит в секунду.

На начало 2020 года средняя выручка на одного абонента у операторов связи (ARPU) в Казахстане составила всего 1397 тенге.

А для сельских жителей услуги фиксированного доступа к интернету субсидируются, ежемесячный тариф на сегодняшний день составляет 982 тенге.

Помимо этого операторы связи во время карантина сделали ряд своих услуг бесплатными. Например, предоставили нетарифицируемый доступ по мобильной и по фиксированной сети к сайтам дистанционного обучения и сайтам банков. Beeline предоставил бесплатный доступ к более 200 образовательным ресурсам, бесплатную связь для 16 тысяч казахстанских врачей, бесплатный доступ к телевидению BeTV и социальные тарифы для более 100 тысяч пенсионеров и инвалидов.

В то же время операторы связи продолжают все запланированные на 2020 год работы по модернизации сети и расширению каналов, обеспечению ШПД в сёлах. Например, в этом году Beeline уже подключил 76 сельских населённых пунктов к МШПД.

Доходы операторов связи не выросли, несмотря на рост потребления интернет-трафика, а по их данным, остались на прежнем уровне. Это связано с невысокими тарифами и предоставлением льготных услуг, а также с тем, что выросли затраты на расширение сети и в связи с девальвацией тенге. Доходы операторы получают в тенге, а оборудование и внешний трафик покупают в инвалюте, что тоже значительно увеличило затраты.

Практически все популярные у казахстанцев сервисы – иностранные, а серверы этих ресурсов находятся за пределами Казахстана – это огромный внешний трафик.

"Операторы платят за внешний трафик в долларах, а зарабатывают в тенге, поэтому он для них дорожает. С учётом того, что связь в Казахстане одна из самых дешёвых в мире, наших операторов связи стоит поблагодарить за то, что обеспечивают связь ещё лучше, чем в России или Европе", – считает директор ЦАРКА Арман Абдрасилов.

Все решения, направленные на то, чтобы Казахстан поднялся в мировых рейтингах по уровню развития связи, связаны с большими инвестициями – увеличить частотную полосу спектра, построить ещё больше базовых станций, заменить технологии, которые ниже уровня HTTB или GPON.

Но скорость развития инвестпрограмм операторов очень зависит от их окупаемости. А Казахстан отличается невысокой стоимостью услуг за доступ к сети и низкой плотностью населения при огромной территории.

Операторы связи оказались между двух огней – необходимостью обеспечить связь в сёлах, чтобы средний уровень покрытия и скорость доступа к интернету по стране повысились, и показывать прибыль перед акционерами.

"Проекты по оснащению малых населённых пунктов нерентабельны для операторов, это важно понимать", – говорит директор ЦАРКА Арман Абдрасилов. Но несмотря на это такие проекты они реализуют при поддержке государства.

Адаптивность и хорошая масштабируемость сетей

В период введения в Казахстане ЧП в связи с коронавирусом стало очевидно, что казахстанские сети к нагрузкам готовы – сбоев в их работе не было зафиксировано, хотя потребление трафика выросло значительно.

Казахстанцы перешли на удалённый режим работы и обучения, и помимо этого очень активно пользуются развлекательным видеоконтентом. По данным операторов связи, в основном это стриминговое телевидение. Более 60% пользователей посещают YouTube, соцсети, совершают аудио и видеозвонки. В апреле показатели использования видеосервиса Netflix выросли на 87%, рост трафика в мессенджерах Telegram и Skype – на 23,6%. Это большие объёмы обмена данных с серверами, которые находятся за пределами Казахстана – как правило, в США.

Общий объём услуг на рынке связи Казахстана вырос на 12,8% за январь – март 2020 года. Наибольшая доля услуг пришлась на интернет-связь – более 36%.

По данным "Казахтелекома", из-за карантина только в марте абонентами компании стали дополнительно 25 тысяч домохозяйств, что вызвало взрывной рост трафика на внешних каналах. Нагрузка на сети некоторых сотовых операторов во время карантина выросла почти на 50%.

С момента введения ЧП мобильный трафик у Beeline вырос на 10% (органический рост до карантина составлял 5%), а нагрузка на сети фиксированной связи – до 30% на пиках. При этом значительно изменилась карта распределения трафика, так как изменился профиль поведения абонентов: увеличился трафик фиксированных услуг в городах, так как люди сидят дома, а в пригородах и локациях, где нет доступа с фиксированной связи, выросла нагрузка на мобильную сеть.

Операторы связи констатируют: если раньше пиковые часы работы Сети приходились на время 16.00 – 22.00, то сейчас это целый день.

Тем не менее казахстанские сети этот вызов выдержали.

Председатель правления АО "Казахтелеком" Куанышбек Есекеев заявил, что система сбалансирована так, что может выдерживать нагрузку целый день. По его словам, на текущий момент проблем с перегрузками и качеством доступа к Сети нет.

"Есть проблемы с интернет-ресурсами. Например, Netflix и YouTube начали ухудшать качество по просьбе некоторых крупных операторов Евросоюза, потому что понятно, что Netflix при 4К-вещании забивает сеть. А когда Netflix снизил качество картинки, возникли проблемы уже у пользователей", – пояснил Куанышбек Есекеев.

Аналогичные проблемы были у Zoom. 1 апреля у этой системы был большой блэкаут, после которого от него как от основного сервиса отказались многие образовательные учреждения.

"Но Zoom изначально не предназначен для образовательных целей. При подключении более 1 миллиона абонентов в день через внешние ресурсы сервис может создать кучу проблем. Поэтому брать характеристику одного сервис-провайдера и сравнивать с характеристикой интернета, наверное, это эмоционально и не совсем правильно", – считает Куанышбек Есекеев.

К примеру, казахстанцы сейчас одновременно пользуются сервисами YouTube и Whatsapp, эти сервисы предназначены для большого числа пользователей, и проблем доступа к ним нет

Чтобы принять возможные вызовы, операторы связи расширяют внешнюю ёмкость каналов, проводят переговоры с контентодержателями (например, Mail.ru, Yandex, Netflix, Google и Facebook), чтобы внешний трафик кэшировался на серверах в Казахстане.

Главный исполнительный директор Beeline Казахстан Евгений Настрадин рассказал, что компания начала готовиться к ЧП ещё в январе-феврале, обмениваясь информацией со своими китайскими поставщиками. Оператор расширил опорную сеть – и мобильную, и фиксированную, увеличил ёмкость транспортных каналов.

"Нам хватает созданного резерва. Критических перегрузок, серьёзных аварий в сети Beeline не зарегистрировано. Мы следим за изменением трафика и в случае необходимости готовы и дальше расширять ёмкость, чтобы не допустить перегрузок", – заявил Евгений Настрадин.

Beeline прогнозирует, что до окончания карантина этого запаса мощностей хватит.

"Мы продолжаем следить за динамикой потребления трафика и готовы реагировать оперативно. Например, для того чтобы расширить ёмкость на ядре в том или ином городе, нам достаточно одного-двух дней", – добавил Евгений Настрадин.

"Но интересно, что лидеры трафика – не образовательные ресурсы, а торренты. Я считаю, взрослые тоже должны управлять своими приоритетами", – говорит Евгений Настрадин, рассуждая о клиентском опыте.

Перебои в работе интернет-сервисов, по мнению Армана Абдрасилова из ЦАРКА, связаны с неграмотным планированием. Попытки перейти на иностранный сервис Zoom для обучения 2,5 млн казахстанских школьников он считает странными. Ведь есть и казахстанские ресурсы, например, e-learning, на разработку которого были потрачены большие средства.

"Использование иностранного сервиса – это огромные нагрузки на внешние каналы связи. Трафик идёт до ближайшего российского сервиса и потом дальше в Европу, а затем обратно. Никакой оптимизации. Это низкий уровень планирования коллег из Министерства образования", – считает Арман Абдрасилов.

Проблемы масштабирования, по мнению эксперта из ЦАРКА, есть и у многих казахстанских сервисов, но не у сетей операторов связи. Например, e-gov. "Несколько миллионов человек, которые подали заявки на получение пособия, – это совсем небольшая нагрузка. И если центральный государственный сервис не выдерживает такой нагрузки, то это вызывает очень много вопросов. Тем более что столько лет Правительство ориентировало население переходить на электронную систему", – говорит Арман Абдрасилов.