Почему каждый студент СССР мечтал летом приехать в Казахстан
Ныне вновь заговорили о "возрождении" студенческих строительных отрядов – ССО (не нужно путать их с нынешними ССО – силами специальных операций). Звучат даже гордые тезисы о некоем "подъёме" и бодрые рапортички о "новой жизни", которую "вдохнули" в старое движение. При этом по телевизору показывают молодых людей в красивых форменных куртках, которые неумело сажают деревья или брезгливо собирают мусор (разбросанный такими же молодыми людьми, только без курток). Те, кто помнит настоящие ССО советских времён, глядят на современных "бойцов" со снисходительной улыбкой. Потому что не перевелись ещё в Казахстане те богатыри, которым есть что вспомнить из собственной молодости.
Дело в том, что Казахстан сыграл определяющую роль в движении студенческих стройотрядов. Недаром культовая кинолента 1976 года "Моя любовь на третьем курсе" была тесно связана именно с нашей республикой и отснята на "Казахфильме". Правда, в основу сюжета была положена пьеса известного драматурга Михаила Шатрова "Лошадь Пржевальского", а подлинную славу фильму принесли песни Александры Пахмутовой, которые не только стали хитами на эстраде, но и заняли своё место в репертуарах всех студенческих посиделок на просторах СССР.
"Как молоды мы были,
Как молоды мы были,
Как искренне любили,
Как верили в себя!"
Или:
"А стройотряды уходят дальше.
А стройгитары не терпит фальши…
И наш словесный максимализм
Проверит время, проверит жизнь."
Если кто не видел фильма, он о молодых идеалистах 70-х, которые приехали в Казахстан не только провести "трудовой семестр" в одном из целинных совхозов, но и испытать свои принципы "на вшивость" в условиях самоуправления.
Первый стройотряд был сформирован на физфаке МГУ в 1958 году. 400 его бойцов весной, сдав экзамены, отправились на Целину, в Булаевский район Северо-Казахстанской области. И построили за лето 12 жилых домов, телятник, два птичника и крольчатник, выполнив работы на четверть миллиона рублей. Эти будущие физики и стали первенцами движения, которое, спустя несколько лет, охватило, без преувеличения, всю страну. Скоро был разработан Устав ВССО, и в СССР появилась мощнейшая структура, начинавшаяся со штабов в Москве и столицах каждой союзной республики и заканчивающаяся в любом вузе и техникуме.
Желаннейшим местом для того, чтобы достойно провести лето, у студентов-строителей по традиции оставался Казахстан. Вот, к примеру, данные 1972 года (это было время бодрой "эпохи развитого социализма", когда ничего ещё не предвещало грустной трансформации строя в мутную "эпоху застоя"): всего в нашей республике в тот год поработали 44 976 студентов. Что для времён, когда высшее образование ещё имело определённую ценность и было уделом лучших выпускников школ (никакого платного варианта, напомню, в СССР не существовало, и далеко не все абитуриенты попадали в вузы), составляло весьма значительную цифру.
Большинство бойцов ССО-72 приехали к нам из других республик СССР (24 621 человек из 364 вузов и техникумов 107 городов Союза!). За сезон вся эта задорная братия построила в Казахстане 2 378 домов, 20 школ (на 5 606 мест), 8 клубов, 14 бань, 284 кошары, 32 свинарника, 9 овощехранилищ и множество других объектов культбыта и промышленности, освоив 131,3 миллиона рублей. Многое из выстроенного в тот год служит казахстанцам до сих пор.
Между прочим, стройотрядовцы трудились не только в традиционных целинных районах. Алма-атинские студенты возводили в тот год комплекс "Казгуграда", а интернациональный отряд из лучших бойцов работал на сооружении катка "Медео".
Но студенты-строители не были обычными шабашниками, которые также пламенно любили нашу республику. И жизнь стройотрядовцев не ограничивалась одной пахотой. Недаром всё движение развивалось и функционировало под эгидой ленинского комсомола. Юность успевала не только работать, но и гулять при луне, влюбляться, просиживать ночи с гитарой при костре. И ещё – читать лекции, давать концерты, проводить спортивные соревнования, помогать пенсионерам и обличать империализм. Это в свободное от работы время. И неправ будет тот, кто, начитавшись современной публицистики, решит, что за всем этим стояла какая-то принудиловка. Чтобы попасть в ССО, нужно было ещё постараться. Попасть-то хотели многие, но брали не всех.
Немаловажным моментом для стремления студентов в стройотряд была романтика: чего греха таить, люди полвека назад стремились к иным ценностям. Но была и немаловажная для студиозусов всех времён материальная заинтересованность. За работу платили, и хорошо работая (в хорошем отряде!) можно было заработать очень приличную сумму, от пары сотен до пары тысяч рублей. Два летних месяца 1972 года принесли студентам в Казахстане 20 млн 900 тысяч рублей. Если поделить общую зарплату на всю братию, то получится 465 рублей на одного. В среднем. А это десятимесячная стипендия тех лет.
Я знавал стройотрядовцев, которые за время обучения в вузе успевали заработать себе на кооперативную квартиру. Но были и такие, кто, вернувшись с набитыми карманами, за несколько дней спускал всё кровно нажитое в самых фешенебельных ресторанах, подобно заправским морякам, пришедшим из дальнего рейса. И те, и другие были симпатичными ребятами своей эпохи.