Почему Казахстан не исполняет решения комитетов ООН по жалобам о нарушении прав человека
В отношении Казахстана за последние десять лет вынесено 49 решений комитетов ООН, признавших нарушение прав человека. Частично исполнены лишь некоторые меры, рекомендованные государству к принятию. Почему?
Казахстан взял на себя обязательства соблюдать права человека, ратифицировав 28 ноября 2005 года Международный пакт о гражданских и политических правах. Это международный договор, обязательный к исполнению всем странам – участницам ООН. Если казахстанцы не могут восстановить свои нарушенные права внутри страны, исчерпав все механизмы юридической защиты, они могут обратиться в профильный Комитет ООН в зависимости от того, какая категория прав была нарушена: есть комитеты против пыток, по правам человека, по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, по ликвидации расовой дискриминации.
За 10 лет в отношении Казахстана вынесено 59 решений Комитетов ООН, 49 из которых признало нарушение прав человека государством, также было два решения об отсутствии нарушений, два – о прекращении рассмотрения жалобы и в шести случаях жалобы были признаны неприемлемыми.
В каждом решении указаны меры, которые Казахстан должен принять для восстановления нарушенных прав граждан. Всего таких мер по 49 решениям 410, большая часть вынесена Комитетом ООН по правам человека.
Меры, которые Казахстан должен исполнить
Стоит отметить некоторые меры по жалобе Анны Белоусовой, решение по которой вынес Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ ООН) в 2015 году. Женщина работала гардеробщицей в начальной сельской школе в Костанайской области, новый директор сообщил ей, что продолжение её работы зависит от вступления с ним в сексуальную связь.
Комитет рекомендовал Казахстану внести в законодательство такие поправки, как не требовать подписи потерпевшей от сексуальных домогательств при трудовых отношениях в заявлении при возбуждении уголовного дела. Казахстану также рекомендовано "широко информировать в том числе жителей сельской местности об уголовном запрете сексуальных домогательств на рабочем месте". Меры не приняты потому, что сексуальные домогательства пока не криминализированы в Казахстане.
Стоит также отметить жалобы Полата Бекжанова и Мухтара Джакишева, которые рассматривал Комитет ООН по правам человека. Решения по ним включают наибольшее количество видов мер в сравнении с другими, их 12. Ни одна из них не выполнена. В частности, по делу Мухтара Джакишева Казахстан обязали провести новое судебное разбирательство, а его самого освободить немедленно. Однако Джакишев вышел на свободу после трёх отказов в условно-досрочном освобождении.
Интересен также кейс Дмитрия Тяна, обратившегося в Комитет ООН против пыток. По его жалобе было рекомендовано исключить признание, полученное в результате пыток и насилия. Этого не произошло.
Общественное объединение "Қадір-қасиет" провело мониторинг имплементации, то есть фактической реализации решений, вынесенных за последние 10 лет в период с 2011 по 22 июля 2021 года.
Предоставление эффективных средств правовой защиты указано в подавляющей части решений комитетов – в 38 из 49 решений. Ни по одному решению предложенные меры не были реализованы.
Возмещение судебных издержек по оказанию юридических услуг. Такая мера указана в 23 решениях, она так же не реализована. По четырём решениям принята реабилитация, по одному – репарация. Эти меры также не осуществлены. По жалобе журналиста Берика Жагипарова Комитет по правам человека одной из мер указал извинения. Не извинились. По семи решениям указан пересмотр приговора – не пересмотрели.
Частично были выполнены меры по двум делам о пытках из восьми. Заявителям выплатили небольшую компенсацию. Расследование фактов пыток было проведено по четырём жалобам из пяти.
Такая мера, как изменение законодательства, исполнена по 22 жалобам из 24, поданным в Комитет по правам человека. Все дела касаются мирных собраний и шествий.
"Закон изменён, мера принята. Но соответствует ли закон международным стандартам – другой вопрос", – отмечают правозащитники.
Нет правовой базы, парламент не торопится
По словам эксперта "Қадір-қасиет" Анары Ибраевой, последние два года фонд помогает как заявителям в комитеты ООН, так и госорганам в понимании, как можно исполнить решения.
Сформировав команду экспертов для разработки дорожных карт по имплементации решений комитетов ООН, "Қадір-қасиет" подало более 300 запросов в госорганы для того, чтобы понять, какая правовая база должна быть для осуществления мер по восстановлению нарушенных прав. В результате фонд разработал 40 дорожных карт.
Анара Ибраева подчеркнула активное участие в этой работе МИДа, Генпрокуратуры, Верховного суда, Мининформа и уполномоченного по правам человека в Казахстане.
"Я не делаю реверансов, я отмечаю вклад этих госорганов, потому что они просто выполняли свои функции. Не каждый из тех, к кому мы обращались, согласился встретиться", – пояснила Анара Ибраева.
9 июня 2021 года президент Касым-Жомарт Токаев издал указ в области прав человека, который включает в себя последовательные меры правительства. Через два дня правительство утвердило план первоочередных мер, состоящий из 36 пунктов, один из которых сводится к проработке механизмов рассмотрения запросов и исполнения решений договорных органов ООН, компетенцию которых Казахстан признал.
Анара Ибраева выразила надежду, что через год восемь госорганов, на которых возложили задачу выработать механизмы по исполнению решений комитетов ООН, отчитаются о проделанной работе. Это Минюст, Генпрокуратура, ВС РК, МИД, МИОР, Минобразования, а также Минтруда и соцзащиты населения.
"Но самое главное, задача принять законодательство возлагается на парламент. И очень печально, что парламент никак не принимает участие в этом. Без правовой базы мы никуда не двинемся, и государство будет в списке аутсайдеров пока парламент не начнёт двигаться", – отметила Ибраева.
Эксперт подчёркивает необходимость понимания, что государству потребуется время и государство уже предприняло шаги на самом высоком уровне для того, чтобы исполнять решения комитетов ООН.
Только ли в законодательстве дело
Он отметил, что, к сожалению, у договорных органов ООН, то есть комитетов, нет механизмов по принуждению исполнять вынесенные решения.
"Нет возможности заставить решения исполнять, и соответственно государство действует в зависимости от своей политической воли, добросовестности исполнения взятых на себя обязательств. Решения договорных органов ООН не только про компенсацию. Они про восстановление нарушенного права и про устранение подобных нарушений в будущем, то есть про необходимость вносить изменения в законодательство или в правоприменительную практику", – пояснил правозащитник.
Также эксперт подчеркнул, что казахстанские суды отказывают в компенсации в соответствии с решениями ООН потому, что компенсация должна возлагаться не на государство, а на причинителя вреда.
"Мы категорически с этим не согласны, потому что жалоба в комитеты подаётся на государство, ведь права человека – это отношения не между людьми, а между человеком и государством. Соответственно, кто должен выплачивать компенсацию? Точно государство!" – уверен Евгений Жовтис.
Правозащитник констатировал, что проблема исполнения решений – не только казахстанская, это проблема очень многих государств.
"Это политико-правовая проблема, когда государство ищет правовые зацепки для того, чтобы сказать, что эти решения носят рекомендательный характер, и мы сами решаем, что из них выполнять и выполнять ли", – считает Евгений Жовтис.
Правозащитник пояснил, что раз государство присоединилось к Пакту о гражданских и политических правах, признав компетенцию комитетов ООН, имеющих право рассматривать жалобы граждан, то и исполнять решения по ним обязано.
Он уверен, что выполнение решений договорных органов ООН – это признак ответственного, добросовестного, демократического государства, где права человека уважают.