Аналитики и трейдеры ставят на падение до 20 долларов и даже ниже. А ведь ещё в конце декабря стоимость барреля прогнозировалась на уровне 40-50 долларов.

Нефтяные котировки продолжают снижаться, причём на их падение не повлиял ни конфликт крупнейших производителей на Ближнем Востоке – Саудовской Аравии и Ирана, ни атака исламских экстремистов на нефтехранилища в Ливии, что ещё год назад привело бы к рекордному росту цен. Наоборот, стоимость барреля нефти марки Brent на Лондонской бирже 13 января протестировала отметку ниже 30 долларов. Потом она немного поднялась, но снятие связанных с ядерной программой санкций с Ирана (объявленных США и ЕС в ночь на 17 января) и в связи с этим опасения роста переизбытка нефти на рынке вновь обвалили цены. На этот раз ниже 28 долларов за баррель.

Однако это нормальная "паническая" реакция бирж – спекулянты заработают очередные миллиарды, и цены вновь приподнимутся. Тем более что Ирану, во-первых, на восстановление всей цепочки нефтяных поставок и заключение новых контрактов потребуется время (не менее 6-12 месяцев). Во-вторых, как пишет Bloomberg, через полгода после отмены санкций добыча в стране вырастет не на миллион баррелей в сутки (как заявляет Тегеран), а всего на 400 000, поскольку будет сложно возобновить работу на законсервированных месторождениях. Но и выход на мировой рынок даже миллиона дополнительных баррелей иранской нефти в день окажет на него минимальное – около 1% – влияние (ежедневная мировая нефтедобыча – 95 млн баррелей). В-третьих, Ирану придётся в борьбе за долю на рынке, вступить в жёсткую конкуренцию и с остальными членами ОПЕК (в частности, Саудовской Аравией, которая уже демпингует в ожидании возвращения Ирана), и с Россией.

Но главное, свободой от санкций Тегеран наслаждался недолго. Министерство финансов США объявило о введении в отношении Ирана новых санкций: на этот раз связанных с программой иранских баллистических ракет. И это при том, что Вашингтон отменил лишь санкции, связанные с другими странами, но сохранил запрет на деловые контакты для американских компаний и физлиц. Продолжает действовать и внутреннее эмбарго США на торговлю с Ираном. Безусловно, снятие санкций с Ирана изменит глобальный нефтяной рынок, но отнюдь не в краткосрочной перспективе.

Сегодня нефти на рынке слишком много – каждый добывает сколько может. Ни один из ключевых участников рынка (США, ОПЕК, Россия) не заявил, что будет снижать объёмы добычи. А поэтому цены на "чёрное золото" и дальше будут падать. На кону – доли на рынке, которые никто никому уступать не собирается.

Дисбаланс между спросом и предложением сохраняется, и перенасыщенный нефтью рынок продолжает сбивать цену на неё. Кроме этой фундаментальной причины против играют и такие технические факторы, как биржевые спекуляции и сильный доллар. Так, по последним данным Комиссии по фьючерсной торговле США (СFTС) и Лондонской биржи, объём спекулятивных коротких позиций (то есть ставок на понижение нефтяных цен) на биржах ICE и NYMEX находится на рекордном уровне, и этот тренд пока не завершён.

Что касается доллара, то его индекс (US dollar index), отражающий международную стоимость американской валюты, с середины 2014 года вырос более чем на 20%. С конца прошлого года доллар окреп на 9%. Как считают аналитики Morgan Stanley, именно фактор доллара в последнее время вышел на первый план. "Учитывая продолжающееся удорожание доллара, сценарии по 20-25 долларов возможны просто из-за валюты", утверждают они, оценивая, что при дальнейшем укреплении доллара на 5% нефть может подешеветь ещё на 10-25%.

Но если аналитики прогнозируют падение стоимости барреля ниже 25 долларов, то министр нефти Саудовской Аравии Али Наими (как и британский инвестбанк Standard Chartered) полагает вполне уместной цену и в 10 долларов за баррель. Этому способствуют как опасения относительно состояния мировой экономики, так и сохранение высокого уровня добычи, который сейчас превышает потребление на 2 млн баррелей в сутки.

Впрочем, если смотреть не на эталонный Brent, а на более тяжёлые сорта нефти, то для них баррель ниже 20-25 долларов уже является реальностью. Так, по данным Bloomberg, баррель канадской нефти Western Canada Select торгуется по цене 16,5 долларов, иракская Basrah Heavy идёт в Азию по 18,7, а в Европу и США – по 20-21 доллару. Понятно, что просадка цен на нефть ниже 25 долларов за баррель не может быть долгосрочной.

Фундаментальных факторов, способных существенно поднять нефтяные котировки, на рынке пока не просматривается, и эксперты никаких радужных прогнозов не строят. Скорее всего, сырьё будет дешеветь и дальше. Китай, являющийся вторым по величине в мире потребителем нефти после США, оказывает значительное влияние на уровень спроса на нефтяных рынках. Инвесторы опасаются, что ослабление китайской экономики и падение спроса на "чёрное золото" с её стороны обострит проблему избытка предложения на нефтяном рынке. В дополнение к этому, отмечают аналитики, более тёплая, чем обычно, зима в США и Европе сократила спрос в каждом из регионов на 200 000 баррелей в сутки.

Надежды на изменение ситуации связаны с верой в то, что сланцевая отрасль США не выдержит столь низких цен. Компаниям станет труднее получить финансирование, поскольку активы, которыми обеспечиваются кредиты, дешевеют вместе с нефтью. В частности, по данным S&P Capital IQ, нефтяные компании Sandridge Energy, Energy XXI и Halcon Resources потратили более 40% своей выручки за III квартал на оплату только процентов по долгам. Банковские регуляторы США увеличили оценку объёма "низкокачественных, сомнительных или убыточных" кредитов, выданных энергетическим компаниям, в пять раз (до 34,2 млрд долларов или 15% от общей величины портфеля).

Управление по энергетической информации (EIA) министерства энергетики США ухудшило свой краткосрочный прогноз цен на нефть на текущий год более чем на 20% и ожидает, что средняя цена барреля нефти сорта Brent в 2016 году не превысит 40 долларов. При длительном сохранении такого уровня цен, полагают в Wolfe Research, финансовый крах – банкротство и реструктуризация – к середине 2017 года грозит примерно трети американских нефтяных корпораций. В результате объёмы добычи резко снизятся, что поднимет нефтяные котировки.

В Казахстане объём производства в горнодобывающей промышленности сократился более чем на 13%. Это связано со снижением на международных рынках стоимости нефти и металлов, которые являются основным экспортным товаром Республики. Поскольку 74% казахстанского экспорта составляют минеральные продукты (64% из которых это нефть и нефтепродукты), то общий показатель экспорта упал на 42% с соответствующими последствиями для бюджета.

Дальнейшее падение цен на нефть запустит целую серию взаимосвязанных негативных экономических процессов, которые напрямую будут действовать на инвестиции, развитие промышленности, экспорт продукции. Снизится поступление валюты, подорожает и сократится импорт, подскочит инфляция. Правительство будет вынуждено менять свою антикризисную политику, не успев реализовать предыдущую. В частности, пересмотреть принятый исходя из заведомо нереалистичных показателей (цена нефти – 40 долларов за баррель, курс – 300 тенге за доллар, инфляция – 6-8%) республиканский бюджет.

Будет продолжена и политика обесценивания тенге, помогающая поддерживать финансовое благополучие сырьевых экспортёров и формально исполнять доходную часть бюджета. Национальная валюта при стоимости нефти 15-25 долларов за баррель неизбежно уйдёт за отметку 400 тенге за доллар. В итоге ещё больше упадут инвестиции и доходы населения, сожмётся потребительский спрос.