Казахстанские предприниматели жалуются на то, что проблема с поставкой грузов из Китая не решается. Шесть тысяч контейнеров на границе простаивают месяцами по инициативе китайской стороны, сообщает "31 канал".

После того как в СМИ подняли вопрос о простое грузов на казахстанско-китайской границе из-за карантина, в решении этого вопроса начались подвижки. Первый заместитель премьер-министра Алихан Смаилов позвонил заместителю руководителя правительства Китая. Теперь в страну пропускают чуть больше грузовых машин, однако шесть тысяч контейнеров ещё не могут заехать в страну. 

"Будет дефицит и удорожание всей линейки товаров, – дал прогноз председатель Союза промышленников и предпринимателей Iskermen Тимур Жаркенов. – Среди предпринимателей много производителей. Станки, упаковочные материалы завозятся из Китая".

Из-за сокращения объёма импорта бизнес начал терять миллиарды тенге. У тех предприятий, которые решили дождаться поставки из Китая, заканчиваются запасы, и их товары могут просто исчезнуть. Некоторые стали заказывать сырьё из Европы, но там цены в два раза выше, и это отразится на стоимости товара. В компании, где шьют военную форму по госзаказу, отмечают, что срываются сроки, из-за того что они второй месяц ждут ткани.

"Это реестр недобросовестных поставщиков, это суды, и жизнедеятельность компании под большой угрозой", – рассказала о рисках для бизнеса директор ТОО "Clotwell" Валерия Кулешова.

Автоперевозка практически приостановлена, добавляют на границе. Эксперты добавляют, что если экстренно не решить вопросы, то дефицит и удорожание возникнут уже к концу ноября и после Нового года лишь обострятся. Цены на товары могут вырасти в полтора-два раза. 

Напомним, на фоне проблем на границе объёмы отгрузок продовольственных товаров из РК в Китай упали на 76%.

Проблемы на казахстанско-китайской границе наблюдаются уже много месяцев. В связи с пандемией китайская сторона резко сократила пропуск грузов через границу. При этом, что удивительно, транзитные грузы из Китая в Европу пересекают китайско-казахстанскую границу без проблем. 

Кризис на границе уже привёл к дефициту автомобилей в отечественных салонах и дилерских центрах.

В Национальной палате предпринимателей "Атамекен" утверждают, что из-за этой ситуации владельцы вагонов потеряли свыше 8 млрд тенге с начала года. Каждый день простоя им обходится примерно в 60 млн тенге.

Дабы избежать штрафов, экспортёры получают от Внешнеторговой палаты Казахстана свидетельство о форс-мажоре. Только за первые девять месяцев 2021 года было выдано более 200 свидетельств, которые позволили сэкономить предпринимателям около 2,9 млрд тенге.

"В июне-июле 2021 года от казахстанских импортёров начали поступать обращения. Описание проблемы одинаковое: груз подготовили к отправке, только осталось согласовать с китайским железнодорожным перевозчиком, но он не принимает груз с оговоркой, что готовы принимать только грузы в Европу транзитом через Казахстан. Ещё одна проблема: никакого официального документа с их стороны нет", – сообщил в интервью Informburo.kz заместитель директора департамента транспорта и логистики Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Дархан Муратханов.

По его словам, 85-90% грузов из Китая идут в Европу. Транзит согласовывается в полном объёме и выполняется казахстанской стороной, а китайская сторона, получается, в нарушение принципов взаимной торговли не отправляют импорт в нашу сторону.

Из-за этой проблемы казахстанские предприниматели уже начинают отправлять сотрудников в отпуск без содержания. Так что Казахстану грозит не только дефицит товаров и рост цен, но и пополнение армии безработных.

Тимур Жаркенов считает, что на уровне министерств или палаты предпринимателей эту проблему не решить. 

"Решение на ведомственном уровне технически невозможно. Необходима политическая воля на вышестоящем уровне и, наверное, даже на межгосударственном уровне. Без Аскара Узакпаевича и главы государства этот вопрос уже, к сожалению, невозможно решить", – сказал эксперт в интервью "31 каналу".

Жаркенов также полагает, что если переговоры не дадут результата, Казахстану следует ответить зеркальными мерами – ограничить транзит китайских товаров в Европу. 


Читайте также: