Дать новому поколению вектор

Новые технологии, Интернет, всеобщий доступ к информации обострили сегодня, как никогда, вопросы социального неравенства, создавая благоприятную почву для распространения радикальных идей. И что характерно, в этот процесс втянуты уже не только депрессивные государства, но и благополучные территории. В частности, если говорить о конфликте в Сирии, то на стороне террористов немало выходцев из Европы. Актуально стоит этот вопрос и для государств постсоветского пространства. Из примерно 20 тыс. иностранных боевиков, воюющих в этой стране, почти 10 тыс. выходцы СНГ: чуть меньше половины из России, около 5 тыс. из стран Центральной Азии. Мы видим яркий пример глобализации со знаком минус. В нашу жизнь все активнее входят различные средства коммуникации, которые нередко пропагандируют чуждые нам деструктивные идеи.

В целом борьба с терроризмом ведётся бескомпромиссная как на реальном, так и на виртуальном фронтах. Но если говорить об этой работе комплексно, нужно понять одно – все это полумеры, если не сделать главного: мало что изменится, пока не будет выработан социальный иммунитет к чуждым идеологиям. Особенно это актуально сегодня, когда со своими амбициями, ожиданиями и жизненными планами на авансцену начинают выходить ровесники независимости.

Новое поколение – это всегда новые требования к миру, поиск цели и смысла жизни. Иногда этот процесс, что и говорить, идёт с юношеским максимализмом, случается, сопряжён с заблуж­дениями. И здесь очень важно направить, подсказать, задать нужный вектор, дать верные ценностные установки. Об этом, собственно, и рассуждает Нурсултан Назарбаев в статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания". Ведь модернизация измеряется не только стремлением к саморазвитию, но и тем, что нам "вкладывают" в голову.

– Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определённые ценности, определённые культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика, – подчеркнул Нурсултан Назарбаев, предложив к реализации ряд важнейших культурно-патриотических проектов, обращённых к прошлому, – "Туган жер" и "Духовные святыни", а также к настоящему и будущему – "Современная казахстанская культура в глобальном мире", "Новое гуманитарное знание: 100 новых учебников на казахском языке" и "100 новых лиц Казахстана".

Хлеба и зрелищ

Как отмечает Президент, модернизация любого общества содержит в себе уникальный национальный код, истоки которого уходят корнями в прошлое. И нам важно его сохранить. Однако противоречивые процессы глобализации и здесь обнаруживают вызовы, которые резко обостряют проблему национальной идентичности.

Многие страны до 60-х годов прошлого века, а некоторые и в веке наступившем, модернизацию проводили через имитацию западной модели развития. Демократизация, рождение новых политических структур в Африке, Латинской Америке, некоторых странах СНГ на заре независимости не приводили к успешным преобразованиям. Государства, активно шедшие по этому пути без учёта национальных особенностей, переняли худшие черты западного общества и живут по принципу "хлеба и зрелищ". Нужно ли говорить, что такая глобализация размывает понятие суверенитета, обостряет для многих стран вопросы национального выживания.

Что же делать, чтобы демократизация, информатизация, культурная стандартизация, с одной стороны, не конфликтовали с национальным культурным кодом, традициями, обычаями, с другой? Как сохранить историческую и культурную глубину, но при этом адаптироваться к новой технологической реальности?

Президент отвечает на эти вызовы, адаптируя к нашим реалиям опыт успешных западных стран и растущей невиданными темпами Азии, сохраняя при этом наши традиционные ценности. Это не слепое и бездумное копирование чуждых нам моделей. Это наш казахстанский путь, который уже доказал свою эффективность. Он зарождался в результате синтеза европейского прагматизма и восточной школы технологического развития с учётом национальных интересов нашей страны.

– В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? – задаётся вопросом в статье Нурсултан Назарбаев. – В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.

Так можно ли назвать модернизацию казахстанского общества успешной, а модель развития перспективной? В этом контексте стоит напомнить о словах Маргарет Тэтчер, сказанных в адрес Нурсултана Назарбаева.

– Он ставит перед собой и страной такие цели, на которые отважится не каждый. Для того чтобы достичь эти цели, Назарбаев не подлаживается под политические процессы, а направляет их. Иными словами, он управляет будущим.

К слову, именно способность адекватно оценивать ситуацию и прогнозировать будущее уберегли нашу страну от многих ошибок "транзитного" периода. Нурсултан Назарбаев – один из немногих лидеров понимал, что реформы, которые не соответствуют "поведенческим системам" общества, обречены на провал.

Поэтому модернизация общественного сознания в Казахстане всегда была тесно увязана с институциональными реформами, хотя и не артикулировалась так ярко, как сегодня. Как следствие, эволюция социума произошла разительная и в кратчайшие по историческим меркам сроки.

Философия успеха

Сегодня, однако, перед нами стоят новые задачи, обозначенные в Стратегии "Казахстан-2050". И Президент понимает: добиться нового качества развития, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, попросту невозможно. Мир меняется, и мы вместе с ним. Процесс глобализации остановить невозможно – это стихия, которая может двигать прогресс, а может превратиться в разрушительный ураган. Новая реальность стирает границы и барьеры. С одной стороны, это позволяет приобщиться к последним технологическим достижениям, а с другой – порождает целый комплекс проблем.

– Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твёрдо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа, – отметил Глава государства.

Практика показывает, что в условиях глобализации выживают лишь те культуры, которые оказываются способными к адаптации или, говоря языком психологии, рационализации своей национальной идентификации. Яркий пример – японская культура, противопоставившая глобализации более мощный и убедительный национальный проект. Так, в 1950-е годы японские учёные предложили модель коллективной продуктивности, использующую общинные семейные ценности в жизни и производстве. А сегодня это уже третья экономика планеты.

В рамках визита в Японию в прошлом году Нурсултан Назарбаев­ особо отметил этот факт, подчеркнув, что успешному развитию способствует трудолюбие японского народа и его стремление к совершенствованию.

– Японская философия "кайдзен" позволила не только добиться управленческих и технологических высот, но и прочно вошла в копилку общечеловеческих ценностей. Могу отметить, что образ мыслей японского народа близок и созвучен мировоззрению казахов. Мы объединены общностью непростых, порой трагических судеб наших народов. Казахстан и Япония испытали на себе разрушительную мощь оружия массового поражения, – сказал Глава государства.

Если говорить об общих чертах модернизации в незападных странах, то их объединяют патриотизм, конкурентоспособность, утилитаризм и коллективная субъектность. Казахстан, к слову, выбрал в чем-то схожий путь. Чтобы обеспечить развитие страны, оставить её потомкам сильной и процветающей, Президент выделил 6 направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца. Это конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное, а не революционное развитие и, наконец, открытость сознания.

Если же говорить о качествах, которые могут лечь в основу национального успеха, – это трудолюбие, стремление к новым знаниям, адаптивность и решительность. Все они свойственны казахскому народу, нравы и ценности которого формировались в условиях перекрёстка цивилизаций, Великого шёлкового пути, специфики кочевой цивилизации и беспрестанной борьбы за независимость. Традиционное уважение к старшим в свою очередь позволяет нивелировать конфликт поколений, сглаживает проблему отцов и детей.

Однако все-таки нельзя недооценивать идеологическое влияние и пропаганду чуждого нам образа жизни, который может быть определён и как "общество всеобщего потребления".

Президент в связи с этим отмечал, что все ценности мировой цивилизации, в том числе инновационные стимулы прогресса, создаются человеческим трудом, а не виртуальными манипуляциями, и выдвинул концепцию Общества Всеобщего Труда. Это одна из сверхзадач Стратегии "Казахстан-2050", призванная консолидировать созидательный труд и усилия каждого гражданина.

– Сколько бы государство ни прилагало усилий к тому, чтобы повысить уровень благосостояния населения, он не вырастет, если каждый казахстанец не станет трудолюбивым хозяином своей судьбы, не будет ценить и приумножать то, что есть хорошего в стране. По словам одного из самых известных физиков-теоретиков нашего времени Стивена Хокинга, человечество вступает в эру самоопределения собственной эволюции, которая требует непрерывной модернизации, – говорил Глава государства, обращаясь к молодёжи в 2012 году, в ходе лекции в Назарбаев Университете.

Объект или субъект?

Президент Нурсултан ­Назарбаев сегодня делает все, чтобы Казахстан стал не объектом, а субъектом глобализации. Например, толерантность и гостеприимство казахов, возведённые в абсолют и принимающие формы глобального миротворчества, стали брендом, под которым нашу страну знают во всем мире. И эти ценности корнями уходят в прошлое.

Около полутора столетия назад американский инженер Эдвард Нельсон-Фелл, работавший управляющим Лондонской горнодобывающей компанией в Степном крае, оценивая правовое основание казахского гостеприимства, писал: "Это, конечно, чудесный закон, и ему повинуются повсеместно. Гостю аула ни в чем нельзя отказать, неважно, каковы были взаимоотношения между ним и хозяином… Долг гостеприимства властвует над всеми другими чувствами. Большинство законов и обычаев иногда нарушаются, но этот закон никогда".

Известный историк и востоковед Лев Гумилев, говоря о казахах и родственных им народах, отмечал, что дружить с ними просто: нужны лишь искренность в отношениях и уважение к их обычаям. Они не пытаются перестроить структуру партнёра, принимая его таким, каков он есть.

"Казахская степь и казахские города были перекрёстком диалога великих культур Юга и Востока, Севера и Запада. И так было всегда – от Бабуров до Бейбарса, от Ильтутмыша до Уалиханова", – пишет ­Нурсултан Назарбаев в своей книге "В потоке истории", отмечая способность народа постигать современный мир с его ускоряющейся динамикой.

"Абсолютно неопровержим один факт: культура казахской степи представляет собой сложнейшее и многоуровневое явление с глубочайшей исторической традицией. Особенности казахского сознания – это всегда стремление понять внутренний мир собеседника, вслушаться в ритм его мыслей и чувств, понять внутренние, скрытые основания взглядов собеседника. Это с одной стороны. А с другой – нет слепой веры в безусловную правильность только своей позиции. Легко воспринимается то, что другая сторона может быть столь же равноценной, хотя её позиция и не вписывается в привычные представления", – эта цитата Президента объясняет в какой-то мере и суть казахстанской политики.

Казахское гостеприимство, таким образом, – элемент культурного кода нации, один из важнейших постулатов философии номадов, в центре которой всегда находился Человек. С философской точки зрения оно нейтрализует устойчивую конфронтацию "свой – чужой".

Другими словами, трансформируя свои национальные ценности под натиском глобализации, мы их не только не утратили, но и получили возможность продвигать на международном уровне наши традиции и обычаи. Именно эти и другие качества помогают нам сегодня противостоять новым вызовам.

Статья напечатана в газете "Казахстанская правда". Публикуется с незначительными сокращениями.