Когда ископаемые становятся полезными
Горнодобывающий сектор в Казахстане выглядит "недолюбленным" отечественными инвесторами. По числу работников – 180 000 человек – эта отрасль занимает первое место, обходя энергетику, нефть и газ. По вкладу в ВВП страны горно-металлургические компании входят в топ-5. Причём если доля от общего числа работающих составляет 4,9%, то доля в ВВП – 5,8%.
Однако если посмотреть на инвестиции, окажется, что их объём в горнодобывающий сектор из года в год снижается, причём за счёт именно отечественных инвесторов: если в 2013 году казахстанские бизнесмены вложили в эту отрасль 3,2 млрд долларов, то в 2015 году – 1,8 млрд.
Группа компаний "Верный Капитал", давно и успешно вкладывающая значительные средства в реализацию различных горнодобывающих проектов, на очередном заседании своего Инвестиционного медиа-клуба рассказала журналистам, почему так происходит. Представители СМИ получили возможность взглянуть на горнорудную отрасль глазами инвестора, регулятора и недропользователя.
Инвестор: ниже риски – выше стоимость
Горнорудная отрасль относится к числу капиталоёмких. За разработку таких проектов можно браться, только если у тебя есть достаточно средств.
Другой фактор – высокие риски. Например, риск столкнуться с тем, что поисковое бурение может оказаться неудачным. Соотношение удачного бурения к неудачному в Казахстане на перспективных участках составляет 1 к 7. Если же говорить о вероятности найти месторождение мирового класса, то в Казахстане это 1 шанс на 200, а на совершенно неразведанных участках соотношение 1 к 1000.
Но даже если в результате бурения обнаружено месторождение, может оказаться, что содержание металла в руде слишком низкое или извлечение его – слишком сложный и дорогостоящий процесс, а значит, овчинка выделки не стоит.
Как рассказал Даврон Рустамкулов, заместитель генерального директора по инвестициям компании "Верный Капитал", компания старается инвестировать в месторождения, имеющие потенциал мирового класса. Минимальные требования к таким месторождениям касаются содержания металлов в руде, их извлекаемости, объёма запасов.
Чтобы оценить эти факторы, необходимо проводить геологоразведку наиболее оптимальным образом – от менее затратных на больших площадях до глубокого бурения на малых территориях.
Следующий этап – выбор технологии. Он зависит от минерального состава руды, содержания примесей, экономической эффективности и т.д. Правильно выбранная технология позволяет снизить риски, связанные с капитальными вложениями, оптимизировать операционные затраты, добиться эффективной отработки месторождений и таким образом увеличить стоимость проекта.
Исходя из выбранной технологии строится фабрика. Она также проектируется таким образом, чтобы быть наиболее оптимальной по мощности, набору оборудования, учитывать уже существующую инфраструктуру или её возведение, в том числе, с участием государства.
И, наконец, последний этап – выход на полную мощность. Здесь важно наличие квалифицированной команды, неукоснительное соблюдение техники безопасности, комфортные условия труда, социальная ответственность и – основной, наверное, фактор – неукоснительное выполнение бизнес-плана.
Чем дальше от первого этапа – геологоразведка, и чем ближе к четвёртому этапу – выход на проектную мощность, тем меньше становятся риски и тем выше стоимость компании.
Что должно делать государство, чтобы привлечь инвесторов в горнорудную отрасль? Отвечая на этот вопрос, Даврон Рустамкулов выделил два главных фактора:
"Во-первых, надо упростить доступ к месторождениям, упростить порядок заключения договоров на разработку лицензионных участков. Во-вторых, помочь с инфраструктурой. Там, где есть перспективность, построить дорогу, провести электроэнергию, решить социальные вопросы и т.д."
Регулятор: скоро любой гражданин сможет взять лицензию
Упрощение порядка предоставления права недропользования – это один из 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ, провозглашённых Президентом РК.
Посмотрев на стран-лидеров в горнодобывающей сфере, Правительство РК выбрало в качестве примера австралийскую модель JORG. Почему именно австралийскую? Потому что Австралия – номер один среди стран, преуспевших в горнорудном деле. Австралийская модель позволит перейти на современные стандарты подсчёта запасов и предоставления права недропользования. Эти изменения предлагается внести в новый Кодекс о недрах и недропользовании.
Концепция Кодекса была утверждена в прошлом году, уже готов его текст, его планируется обсудить с представителями бизнеса, с обществом, с депутатами, и в следующем году он будет внесён в Парламент для рассмотрения и принятия. Таким образом, уже в 2017 году правила игры в горнодобывающем секторе поменяются.
Тимур Токтабаев, директор департамента недропользования Министерства по инвестициям и развитию РК, очень живо описал суть предлагаемых изменений:
– Срок оформления лицензии составит три дня. Платишь за свои два квадратных километра примерно 115 долларов и должен вложить 1000 МРП в качестве минимальной рабочей программы. Вот такая геологоразведка ждёт Казахстан. Любое физическое лицо может оформить, геолог, который в советское время работал, лицензию и этим привлечёт внимание, – рассказал г-н Токтабаев.
Проект кодекса предусматривает 8 различных видов лицензий. Самыми первыми должны прийти так называемые компании-юниоры. Этот вид компаний очень важен: это первопроходцы, те, кто готов взять на себя максимальный риск. В той же Австралии около 65% месторождений открывают именно компании-юниоры. Вложив небольшие деньги и оформив лицензию, они делают первичную оценку объекта, находят зону минерализации, готовят презентацию и продают проект.
Следующая стадия требует больших инвестиций – до 200 тыс. долларов. На этом этапе проводятся более глубокие изыскательские и исследовательские работы.
Следующий этап – самый капиталоёмкий – от 500 тыс. до 1-2 млн долларов. Компания-юниор может продать лицензию более крупному игроку или сама может стать таким игроком, если найдёт финансирование: например, привлечёт капитал на бирже либо отыщет соинвестора. Компании-юниоры больше всех рискуют, но и имеют возможность быстро заработать хорошие деньги – купив за 50 тыс., продать за 1 млн долларов.
Пришедшие на эти месторождения крупные, солидные игроки уже будут иметь чёткое представление, с чем именно они имеют дело, и смогут, оценив риски, принять взвешенное инвестиционное решение.
– Не только облегчение жизни для наших недропользователей, не только привлечение возможных новых инвестиций, но и повышение общего рейтинга РК – это та цель, которую мы преследуем, – подчёркивает г-н Токтабаев. – Реализовав реформу, мы обеспечим более дешёвое финансирование: сможем привлечь деньги для банков второго уровня, инвестиционных компаний и в целом для нашей страны по очень низким процентным ставкам. Придут совсем новые игроки, которые рассматривают те страны, куда можно инвестировать, только исходя из их инвестиционных рейтингов и снижения инвестиционных рисков.
Недропользователь: JORC повысит уровень геологической достоверности
В работе инвестиционного медиа-клуба принял участие и представитель компании-недропользователя.
Серик Сыздыков возглавляет RG Gold – компанию, которая разрабатывает золоторудное месторождение Райгородок в Акмолинской области. Компания принадлежит Группе "Верный Капитал".
Месторождение расположено на главном золоторудном поясе РК, в 60 километрах от г. Щучинск. Площадь месторождения 67,7 кв. км. Разрабатывается два карьера: Южный (с 2008 года) и Северный Райгородок (с 2015 года). В 2015 году, по сравнению с 2014 г., компания увеличила объёмы производства вдвое и сегодня производит более 1 тонны золота в год.
По плану развития, в 2016 году RG Gold должна завершить геологоразведочные работы. В 2017 году компания намерена провести оценку запасов по JORC.
В целом переход на новую систему подсчёта запасов, по мнению г-на Сыздыкова, будет способствовать повышению уровня геологической изученности и достоверности по каждому месторождению.
Г-н Сыздыков раскрыл некоторые подробности относительно плана развития обоих месторождений. В 2016 году планируется завершить опытно-промышленные исследования. В 2016-2017 гг. будет подготовлен технологический регламент, в 2017 году будет подготовлено пред-ТЭО строительства золотоизвлекательной фабрики. Саму фабрику планируют запустить в 2020 году, в результате производительность составит от 3,5 до 7 тонн золота в год.
Предварительные результаты лабораторных исследований показывают: процент извлечения золота из первичных руд составит 90%, из окисленных – 95%. Подходящей технологией может быть CIL (сорбционное выщелачивание).
Итак, государство пытается путём внедрения новых правил игры фактически сформировать рынок недропользования. По словам ещё одного участника заседания Инвестиционного медиа-клуба Александра Лопатникова, управляющего директора компании Americal Appraisal, специализирующейся на оценке запасов, есть четыре фактора, определяющие стоимость активов в недропользовании.
Ископаемые становятся действительно полезными, когда они, во-первых, физически присутствуют в недрах, во-вторых, могут быть извлечены и переработаны, в-третьих, их добыча экономически целесообразна, и, в-четвёртых, существует активный рынок объектов недропользования.
С принятием нового Кодекса о недрах и недропользовании появится недостающий, четвёртый элемент, пазл будет собран, и тогда горнодобывающая отрасль Казахстана займёт достойное место.