Ежегодно в мире выпускаются сотни фильмов, и лишь несколько из них собирают хороший урожай положительных отзывов и входят в историю кинематографа как настоящие шедевры. При этом они, хоть и не всегда, но окупают затраченные на производство деньги.

Производителем таких культовых блокбастеров, как правило, является США, хотя есть ещё много стран, которые не уступают им. Несмотря ни на что, мы смотрим и пересматриваем эти фильмы, ждём продолжения, делимся своим мнением с друзьями. Но среди этих фильмов нет ни одного казахстанского.

В чём причина непопулярности казахстанских фильмов, мы спросили в первую очередь у психолога. Президент ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко нечасто смотрит казахстанские фильмы, в основном по причине занятости. Но он считает, что, независимо от страны производства, фильмы должны не просто развлекать, но и обязательно чему-то учить.

"Любая картина должна культивировать в человеке правильные ценности, – считает Владимир Стеблянко. – Основные четыре первоценности, заложенные в человеке природой – любовь, семья, дети и отношения (читай: друзья). Если фильм извращает правильное восприятие этих вещей, призывает заменить первоценности чем-то другим, например, семью – карьерой, а любовь – деньгами, тогда человек не сможет быть счастлив".


Кадр из фильма "Дорога к матери" / Фото Informburo.kz

Но, к счастью, исторически казахстанцы огромное внимание уделяют первоценностям, и именно на любви и семье строятся все казахские народные традиции. Главное в современном мире – вычленить и забыть те традиции, которые мешают развиваться, а те, которые идут на пользу – беречь и передавать из поколения в поколение. Показывать в фильмах нужно не жизнь, какая она есть, а то, какой она должна быть.

"Одна из основных особенностей нашего менталитета – уважение к старшим. Почти нигде в мире нет такого отношения к старикам, как у нас. Это положительная традиция, которую нужно поддерживать, как и то, что дети – основная составляющая нашей жизни. Исторически казахи огромное внимание уделяли воспитанию и образованию детей. А вот отрицательные стороны нашего менталитета – это например, кумовство. Раньше в роду выживали благодаря одному самому умному, сильному и шустрому члену семьи, который кормил всех и ставил на ноги. Сейчас это выродилось в то, что один человек учится, работает, делает огромные успехи в карьере, а потом окружает себя на работе своими же родственниками, которые как трутни живут за его счёт. Как правило, сильные личности долго не живут, потому что заботиться обо всех – это очень тяжёлое занятие".

Следовательно, считает Стеблянко, не стоит гнаться за популярностью в мировом прокате, а стоит воспитывать своих, казахстанских граждан.

А вот киновед Олег Борецкий считает, что фильмы не обязаны ничего пропагандировать. А популярность составляется из проверенных схем и мифологем, которые получаются из совместной работы сценаристов, режиссёра и продюсеров. У Казахстана ещё очень мало опыта в этой сфере, поэтому и наши фильмы не "цепляют" заграничного зрителя.

Людям интересно видеть на экране то, что происходит в их жизни. Это может быть семья, история любви, какие-то возрастные проблемы. Не важно, какой жанр у фильма – это может быть боевик или фантастика, главные первоценности в них всё равно будут показаны, иначе фильм обречён на провал. В ином случае получается арт-хаус, который далеко не каждый захочет смотреть.

И естественно, казахстанские режиссёры пытаются также следовать этим принципам, но так как их опыт и финансирование не сравнить с голливудскими, мы получаем соответственный результат.

"В последние несколько лет молодые казахстанские режиссёры поняли, что самым надёжным источником просмотров, а значит, и дохода, являются комедии, – полагает Олег Борецкий.– Этот жанр стал самым популярным в Казахстане. Но мало кто задумывается, что в Казахстане снимают и артхаусные фильмы. Их можно увидеть лишь на закрытых показах, и зачастую они намного серьёзнее и весомее фильмов, которые знают и видели все. Вы когда-нибудь слышали про такие фильмы, как "Чума в ауле Каратас", "Свидетель дела номер шесть"? А "Оралман"? Вероятнее всего, читали о том, что они принимали участие в зарубежных кинофестивалях. Но на территории страны их не показывают. Например, та же "Чума в ауле Каратас" показывалась только в нашем киноклубе и больше нигде в Казахстане!"


Кадр из фильма "Чума в ауле Каратас" / Фото vosmerka.kz

Олег Борецкий считает, что сегодня казахстанский кинопром вполне себе удовлетворяет потребности населения. Есть много фильмов, сделанных за небольшие деньги, но трудно представить, чтобы они выходили в прокат где-нибудь за границей. Они окупаются здесь и больше от них ничего не требуется. Это провинциальное кино, которое воспевает свои ценности, свою ментальность. Аудитория этих фильмов ограничена.

15-25 лет – именно таков возрастной диапазон сегодняшних киноманов. Это так называемая аудитория попкорна, которая приходит в кинотеатры, чтобы скоротать вечерок в выходной день. У них свой темпоритм восприятия и свои интересы. Если даже фильм собрал все награды на Берлинском кинофестивале, но не соответствует уровню массового зрителя, зритель сдаст билеты и потребует назад деньги.

При этом Борецкий согласен с утверждением, что традиции – это основной мотив практически всех казахстанских фильмов последних лет. И конкретно казахстанскую аудиторию это устраивает. Традиции превозносятся, высмеиваются либо ставятся под вопрос. Причём этот лейтмотив прослеживается как в общеизвестных популярных фильмах, так и в фильмах фестивальных.

"Если вы спросите у Адильхана Ержанова, что же это такое – что за чума в ауле Каратас, он ответит, что это традиции. И это традиции не в культурном смысле, а это наши стереотипы и привычки, которые являются тормозом. Ведь традиции, с одной стороны, обеспечивают сохранность этноса, с другой – не дают возможность развиваться. И пафос Ержанова в этом фильме как раз направлен против этих тормозящих традиций", – рассказал Борецкий.

В то же время широко разрекламированный фильм Нуртаса Адамбая "Тараз" лишь на поверхности – криминальная драма, где весь фильм все страдают, а в конце все умирают. Но если копнуть поглубже, то вся история разворачивается из-за того, что волею судеб семья решает наказать нерадивого жениха за то, что он оскорбил традиции.


Кадр из фильма "Тараз" / Фото фильмы онлайн

"Адамбай вообще огромное внимание уделяет традициям. Тому доказательством служат обе части "Келинки Сабины", где он беззлобно, по-доброму, без лицемерия, но всё же смеётся над устаревшей ментальностью и языком", – говорит Борецкий.

Кино – это всегда зеркало системы. Сейчас наше кино говорит лишь о нашей провинциальности. Превозносится жизнь в ауле, потому что именно в аулах сейчас остались все старые казахские традиции практически в первозданном виде.


Кадр из фильма "Сказ о розовом зайце" / Фото pikabu.ru

При этом есть фильмы, где поднимается вопрос: а нужны ли нам пережитки прошлого. При этом ответа на этот вопрос как не было, так и нет. После выхода картины "Токал" Казахстан раскололся на два лагеря: тех, кто считает, что это нужная и верная во все века традиция, и тех, кто считает, что токализация страны – это путь к деградации и опустошению.

"При всех художественных огрехах фильм отразил болезненную проблему, которая сейчас очень остро стоит в нашем обществе. Тема токалок старательно культивируется политиками и масс-медиа. Дошло до того, что пошли слухи, будто муссирование токализма означает то, что многожёнство пытаются ввести на государственном уровне", – говорит Борецкий.


Съёмки фильма "Токал" / Фото brod.kz

Однако не стоит думать, что национальный колорит – сплошь плохо, устарел и нельзя его никому показывать. Каким-то образом японцам, китайцам, корейцам удаётся так показывать свои даже не вековые – тысячелетние традиции, что их фильмы, затаив дыхание, смотрит весь мир.

Киновед считает, что это происходит от того, что казахстанский кинопром ещё только развивается. И до многих вещей и понятий ещё просто не дошли.