Казахские традиционные ценности невозможно продать иностранному кинозрителю
Ежегодно в мире выпускаются сотни фильмов, и лишь несколько из них собирают хороший урожай положительных отзывов и входят в историю кинематографа как настоящие шедевры. При этом они, хоть и не всегда, но окупают затраченные на производство деньги.
Производителем таких культовых блокбастеров, как правило, является США, хотя есть ещё много стран, которые не уступают им. Несмотря ни на что, мы смотрим и пересматриваем эти фильмы, ждём продолжения, делимся своим мнением с друзьями. Но среди этих фильмов нет ни одного казахстанского.
В чём причина непопулярности казахстанских фильмов, мы спросили в первую очередь у психолога. Президент ассоциации психологов Казахстана Владимир Стеблянко нечасто смотрит казахстанские фильмы, в основном по причине занятости. Но он считает, что, независимо от страны производства, фильмы должны не просто развлекать, но и обязательно чему-то учить.
"Любая картина должна культивировать в человеке правильные ценности, – считает Владимир Стеблянко. – Основные четыре первоценности, заложенные в человеке природой – любовь, семья, дети и отношения (читай: друзья). Если фильм извращает правильное восприятие этих вещей, призывает заменить первоценности чем-то другим, например, семью – карьерой, а любовь – деньгами, тогда человек не сможет быть счастлив".
Но, к счастью, исторически казахстанцы огромное внимание уделяют первоценностям, и именно на любви и семье строятся все казахские народные традиции. Главное в современном мире – вычленить и забыть те традиции, которые мешают развиваться, а те, которые идут на пользу – беречь и передавать из поколения в поколение. Показывать в фильмах нужно не жизнь, какая она есть, а то, какой она должна быть.
"Одна из основных особенностей нашего менталитета – уважение к старшим. Почти нигде в мире нет такого отношения к старикам, как у нас. Это положительная традиция, которую нужно поддерживать, как и то, что дети – основная составляющая нашей жизни. Исторически казахи огромное внимание уделяли воспитанию и образованию детей. А вот отрицательные стороны нашего менталитета – это например, кумовство. Раньше в роду выживали благодаря одному самому умному, сильному и шустрому члену семьи, который кормил всех и ставил на ноги. Сейчас это выродилось в то, что один человек учится, работает, делает огромные успехи в карьере, а потом окружает себя на работе своими же родственниками, которые как трутни живут за его счёт. Как правило, сильные личности долго не живут, потому что заботиться обо всех – это очень тяжёлое занятие".
Следовательно, считает Стеблянко, не стоит гнаться за популярностью в мировом прокате, а стоит воспитывать своих, казахстанских граждан.
А вот киновед Олег Борецкий считает, что фильмы не обязаны ничего пропагандировать. А популярность составляется из проверенных схем и мифологем, которые получаются из совместной работы сценаристов, режиссёра и продюсеров. У Казахстана ещё очень мало опыта в этой сфере, поэтому и наши фильмы не "цепляют" заграничного зрителя.
Людям интересно видеть на экране то, что происходит в их жизни. Это может быть семья, история любви, какие-то возрастные проблемы. Не важно, какой жанр у фильма – это может быть боевик или фантастика, главные первоценности в них всё равно будут показаны, иначе фильм обречён на провал. В ином случае получается арт-хаус, который далеко не каждый захочет смотреть.
И естественно, казахстанские режиссёры пытаются также следовать этим принципам, но так как их опыт и финансирование не сравнить с голливудскими, мы получаем соответственный результат.
"В последние несколько лет молодые казахстанские режиссёры поняли, что самым надёжным источником просмотров, а значит, и дохода, являются комедии, – полагает Олег Борецкий.– Этот жанр стал самым популярным в Казахстане. Но мало кто задумывается, что в Казахстане снимают и артхаусные фильмы. Их можно увидеть лишь на закрытых показах, и зачастую они намного серьёзнее и весомее фильмов, которые знают и видели все. Вы когда-нибудь слышали про такие фильмы, как "Чума в ауле Каратас", "Свидетель дела номер шесть"? А "Оралман"? Вероятнее всего, читали о том, что они принимали участие в зарубежных кинофестивалях. Но на территории страны их не показывают. Например, та же "Чума в ауле Каратас" показывалась только в нашем киноклубе и больше нигде в Казахстане!"
Олег Борецкий считает, что сегодня казахстанский кинопром вполне себе удовлетворяет потребности населения. Есть много фильмов, сделанных за небольшие деньги, но трудно представить, чтобы они выходили в прокат где-нибудь за границей. Они окупаются здесь и больше от них ничего не требуется. Это провинциальное кино, которое воспевает свои ценности, свою ментальность. Аудитория этих фильмов ограничена.
15-25 лет – именно таков возрастной диапазон сегодняшних киноманов. Это так называемая аудитория попкорна, которая приходит в кинотеатры, чтобы скоротать вечерок в выходной день. У них свой темпоритм восприятия и свои интересы. Если даже фильм собрал все награды на Берлинском кинофестивале, но не соответствует уровню массового зрителя, зритель сдаст билеты и потребует назад деньги.
При этом Борецкий согласен с утверждением, что традиции – это основной мотив практически всех казахстанских фильмов последних лет. И конкретно казахстанскую аудиторию это устраивает. Традиции превозносятся, высмеиваются либо ставятся под вопрос. Причём этот лейтмотив прослеживается как в общеизвестных популярных фильмах, так и в фильмах фестивальных.
"Если вы спросите у Адильхана Ержанова, что же это такое – что за чума в ауле Каратас, он ответит, что это традиции. И это традиции не в культурном смысле, а это наши стереотипы и привычки, которые являются тормозом. Ведь традиции, с одной стороны, обеспечивают сохранность этноса, с другой – не дают возможность развиваться. И пафос Ержанова в этом фильме как раз направлен против этих тормозящих традиций", – рассказал Борецкий.
В то же время широко разрекламированный фильм Нуртаса Адамбая "Тараз" лишь на поверхности – криминальная драма, где весь фильм все страдают, а в конце все умирают. Но если копнуть поглубже, то вся история разворачивается из-за того, что волею судеб семья решает наказать нерадивого жениха за то, что он оскорбил традиции.
"Адамбай вообще огромное внимание уделяет традициям. Тому доказательством служат обе части "Келинки Сабины", где он беззлобно, по-доброму, без лицемерия, но всё же смеётся над устаревшей ментальностью и языком", – говорит Борецкий.
Кино – это всегда зеркало системы. Сейчас наше кино говорит лишь о нашей провинциальности. Превозносится жизнь в ауле, потому что именно в аулах сейчас остались все старые казахские традиции практически в первозданном виде.
При этом есть фильмы, где поднимается вопрос: а нужны ли нам пережитки прошлого. При этом ответа на этот вопрос как не было, так и нет. После выхода картины "Токал" Казахстан раскололся на два лагеря: тех, кто считает, что это нужная и верная во все века традиция, и тех, кто считает, что токализация страны – это путь к деградации и опустошению.
"При всех художественных огрехах фильм отразил болезненную проблему, которая сейчас очень остро стоит в нашем обществе. Тема токалок старательно культивируется политиками и масс-медиа. Дошло до того, что пошли слухи, будто муссирование токализма означает то, что многожёнство пытаются ввести на государственном уровне", – говорит Борецкий.
Однако не стоит думать, что национальный колорит – сплошь плохо, устарел и нельзя его никому показывать. Каким-то образом японцам, китайцам, корейцам удаётся так показывать свои даже не вековые – тысячелетние традиции, что их фильмы, затаив дыхание, смотрит весь мир.
Киновед считает, что это происходит от того, что казахстанский кинопром ещё только развивается. И до многих вещей и понятий ещё просто не дошли.