Как выглядел Туркестан до последних реставраций
Строительство, начатое по личному поручению грозного Тимура, так и не завершилось – заказчик умер раньше, чем строители отдали ключ. После того, правда, многие другие властители пытались до воплотить задуманное Железным Хромцом, но это никому из них не удалось – возможности да и масштабы личностей были уже не те.
Потому-то так трудно понять, в какой момент закончилось строительство и началась уже "реставрация" одного из самых величавых памятников архитектуры и истории Средней Азии. Специфика постройки – практически без фундамента, при дерзких параметрах сооружения – предопределила слабые места. Не случайно именно мавзолей Ходжи Ахмета стал одним из первых архитектурных объектов в Туркестанском крае, на ремонт которого были выделены деньги из казны Российской Империи. "Царские контрфорсы", подпирающие стены одного из углов, появились дабы спасти здание от расползания. Они и сами уже настолько ветхи, что многие принимают их за исконные элементы декора.
Когда воинствующие безбожники изгнали из комплекса последователей культа, а знаменитый казан вывезли и на годы упрятали в Эрмитаже, опустевшее помещение, казалось, было обречено. Но здравый смысл возобладал, многие акценты в отношении собственной истории поменяла страшная война, и бывший храм-усыпальница на многие десятилетия стал объектом перманентной реставрации.
Эти снимки были сделаны в самом конце 1970-х, когда мне впервые довелось побывать в вожделенном Туркестане в составе съёмочной группы "Казахфильма" – мы снимали ролик об охране памятников в Казахстане и миновать мавзолей не могли ни при каких условиях.
Комплекс потряс своим масштабом, которым он подавлял не только распластавшийся неподалёку Туркестан, но и весь регион, где не было ничего подобного. Грандиозное строение, не похожее ни на что другое по проекту и в силу своей недостроенности, одиноко стояло на грандиозном пустыре, тут и там развороченном археологическими раскопками и строителями, ковырявшими глину для выделки самана.
Но ещё больше масштабы и одиночество вызова ощущались при выходе на крышу, к куполам, над облицовкой которых тогда неспешно трудились узбекские реставраторы. Сверху земля вокруг напоминала не то свалку мусора, не то строительную площадку в самом начале строительства. Так, собственно, и случилось: тут позже и появился тот самый, хорошо известный каждому казахстанцу Старый Туркестан с настоящими крепостными стенами.
В те годы в комплексе как раз организовывался музей. И несмотря на то что всюду ещё были видны следы запустения и голубиный помёт, что не был ещё возвращён из Эрмитажа главный объект интереса и поклонения – бронзовый казан Тимура, что туристы ещё не мешали друг другу, а паломники приезжали не каждый день, – всяк желавший мог запросто пройти в усыпальницу Хазрета и побыть наедине с его надгробием.
Фото автора