В начале 2019 года на аукционе Sotheby’s в Лондоне появился необычный лот – инсталляция, главным элементом которой стала нейросеть. Предмет искусства представлял собой два экрана, соединённых между собой небольшим винтажным комодом из орехового дерева. Как раз там и хранилась нейронная сеть, которая постоянно генерировала уникальные портреты и выводила их на экраны.

Годом ранее другое нейросетевое произведение искусства – "Портрет Эдмонда де Белами" продали на аукционе Christie’s почти за полмиллиона долларов. На холсте размером 70х70 см был изображён мужчина в чёрном фраке и белой рубашке, а сама работа была написана компьютерным алгоритмом, созданным французским проектом Obvious.

Это первый случай за два века истории аукционного дома Christie’s, когда была продана картина, написанная нейросетью.

В отличие от обычных компьютерных программ нейросети нужно "обучать", чтобы они могли распознавать голоса, отличать живого человека от пакета или рисовать картины за полмиллиона долларов.

Как это работает?

Биологические нейронные сети у человека больше похожи на набор связей, при помощи которых мы анализируем и принимаем решения. Нейронные сети как технология, в свою очередь, способны решать точно такие же задачи, как и остальные алгоритмы машинного обучения, с той разницей, что нейросеть может "обучаться" на предыдущем опыте.

Даже по структуре нейросеть имитирует нервную систему живого человека: она состоит из огромного числа отдельных элементов – "нейронов", которые отвечают за вычисления. Каждый такой "нейрон" относится к определённому слою сети, так что, когда нейросеть обрабатывает полученные данные, те последовательно проходят обработку на всех слоях. Параметры "нейрона" могут самостоятельно изменяться. Тут все зависит от "опыта", который был получен в предыдущие операции.

Смысл таких разработок был в том, чтобы максимально точно смоделировать весь процесс человеческой нервной системы. В частности, разработчиков интересует наша способность обучаться и не повторять ошибки прошлого. В идеале нейронная сеть должна работать по тому же принципу и действовать на основании предыдущего опыта, с каждым разом делая всё меньше ошибок. Сложность полноценного распространения нейросети заключается в длительном процессе "обучения", ведь для того, чтобы сеть могла решать поставленные задачи и выдавать правильные ответы, через неё нужно пропустить миллионы данных. Этот процесс пойдёт быстрее, когда разработчикам удастся ускорить этот процесс.

Где уже применяются нейросети?

Область применения нейронных сетей расширяется с каждым годом, но чаще всего мы слышим о развлекательной функции таких технологий. В 2016 году на рынке появилось сразу несколько проектов, которые в основе своей работы использовали нейронные сети. Способности этой технологии демонстрировала Prisma и MLVCH – два мобильных приложения, которые позволяли переносить художественный стиль на фотографии обычных пользователей.

Другое приложение – MSQRD предлагало пользователям изменять вид фотографий, выбирать и накладывать на фото маски-фильтры или эффекты, которые уже были в библиотеке приложения. За все эффекты была ответственна нейронная сеть. Способности собственных нейронных сетей демонстрируют и крупные технологические компании. Например, Google разработал и показал программу AlphaGo для игры в го. Сразу после этого программа победила в матче против Кэ Цзе, который до этого считался сильнейшим в мире участником в эту японскую игру.

Тут нужно понимать, что развлекательные сервисы создаются скорее для демонстрации возможностей нейронной сети и вариантов ее обучения. В процессе игры разработчики обучают нейросетевой алгоритм, а за счёт игровых ситуаций технология может смоделировать практически все сценарии живого поведения и "научиться" делать так же.

О перспективности таких разработок говорят и цифры. Согласно отчёту аналитической компании Allied Analytics, к 2023 году объём рынка нейросетей достигнет $38 млрд, в то время как в 2016 году этот показатель составил всего $7 млрд.

"Рынок нейронных сетей обусловлен ростом спроса на облачные решения и большие данные, а также увеличением числа решений для прогнозирования рынка. Мы ожидаем, что расширение областей приложений для нейронных сетей создаст выгодные возможности для роста рынка", – пишут аналитики Allied Analytics в своём отчёте.

Можно ли обмануть нейросеть?

Нейронная сеть необходима, чтобы решать в основном два типа задач: предсказывать какие-то события и распознавать объекты. Проблема в том, что в этой области есть такое понятие, как "состязательная атака": нейросеть можно легко обмануть и заставить выдать ложный ответ. Такой метод используют учёные, чтобы проверить устойчивость нейросети к нестандартным решениям. Например, группа исследователей из Левенского католического университета нашла способ сделать человека невидимым для нейросети, просто распечатав абстрактный постер и наклеив его на учёного. В ходе эксперимента нейросеть смогла распознать только одного человека, в то время как учёный с постером в руках оставался невидим. Проблема с атаками на нейросетевые алгоритмы может привести к изменению решения от нейросети – достаточно немного повернуть образец, и нейросеть воспримет данные неправильно.

Какие у нейросетей перспективы?

Нейросети могут качественно анализировать данные, чтобы исключить ошибки, связанные с человеческим фактором. Предполагается, что такие технологии должны избавить нас от муторных и скучных задач и решений, которые мы принимаем ежедневно, но говорить о полноценном распространении нейросетей и возможностях их использования для более сложных задач пока рано. Если такая технология редактирует ваши фотографии из Instagarm и подбирает для них стиль художников семнадцатого века, это кажется безобидным. Другое дело – использование нейросети в реальной жизни, когда, например, беспилотный автомобиль не заметит собаку во время движения по дороге или примет пакет за человека, так что проблема с возможностью состязательных атак ещё остаётся.