Истории больших провалов: казахстанские бизнесмены учат на своих ошибках
Проект FuckUp Nights дошёл до Алматы. Это глобальное движение предпринимателей появилось в Мексике в 2012 году. Его суть в том, чтобы показать обратную сторону успеха: бизнесмены и стартаперы рассказывают о своих провалах, которых не избежал по сути ни один выдающийся человек.
Название мероприятия образовано от английского непечатного слова, обозначающего как раз ту ситуацию, когда что-то, мягко говоря, пошло не так.
Истории успеха – это то, чем компании гордятся, что выпячивают на общее обозрение. На первой казахстанской встрече формата FuckUp Nights четверо смелых предпринимателей поделились своими "эпик фейлами", которые чуть не загубили дело их жизни.
Николай Бабешкин
директор ТОО "Колёса"
"На факапах учатся, на удачах расслабляются"
Николай Бабешкин вспоминает, что на пути превращения проектов Kolesa.kz, Krisha.kz и Market.kz в лидеров рынка сдаться можно было много раз. Причём неприятности были как обыденные, вроде внезапной нехватки места на серверах, так и куда более серьёзные.
"В один момент я осознал, что не могу обеспечить безопасность собственной семьи", – рассказывает он о самом тяжёлом времени "Колёс".
Некие мошенники, которые по предоплате предлагали дешёвые запчасти на сайте, перешли к угрозам: если админы будут удалять их объявления, они "положат" сайт. "Колёса" действительно регулярно DDoSили. Также поступали угрозы в адрес самого Бабешкина и его семьи.
"По сути, действовала ОПГ – бандиты. И наш факап тут был в том, что мы оборонялись вместо того, чтобы нападать. Мы решили менять индустрию – учить пользователей не отправлять никаких денег. Так бизнес мошенников стал умирать, и всё удалось вернуть в своё русло", – рассказал жуткую историю с хорошим концом директор ТОО "Колёса".
Историю о том, почему "Маркет" нельзя было запускать без рекламы, Бабешкин обещает рассказать только года через три. Предпринимателям, начавшим бизнес в интернете, он рекомендует долго не возиться с неудачными проектами, закрывать их и двигаться дальше с новыми идеями, как это делает тот же Google.
Аскар Байтасов
управляющий директор ресторанной сети AB Restaurants
"Ты думаешь, что ты умный, и это самый опасный момент"
В истории бизнеса Аскара Байтасова катастрофа была близка, когда на фоне успеха Del Papa, "Дареджани" и "Бочонка" новые рестораны начали буквально ляпать один за одним. Появились "Мао", "Клава, давай", Naoki и GQ, за лицензию на открытие которого пришлось выложить страшные деньги. Процесс вышел из-под контроля. Некоторые из них отработали всего полгода, некоторые закрывались в минусе.
"Тут-то мы и хлебнули, – вспоминает свой крупнейший факап Байтасов. – Это был очень дорогой опыт на грани потери компании. Суммы исчисляются в миллионах долларов. Очень важна бизнес-модель, и нам пришлось её изменить. Наиболее успешные рестораны мы стали масштабировать в сетевые, другие перешли в партнёрство".
Он придерживается теории о жизненных циклах компании: сначала предприниматель начинает верить в свою идею, затем воплощает её, постоянно ищет деньги, потом деньги идут к нему, начинается бардак, и если бизнесмен с этим бардаком справляется, он начинает считать себя умным. Здесь, по мнению Байтасова, и наступает самый опасный момент.
"Предпринимателю лучше оставаться голодным. Пусть не всегда это получается, но лучше стараться не покупать дорогие ненужные игрушки, когда с приходом успеха меняется образ жизни", – говорит он.
С государством при ведении большого ресторанного бизнеса у Аскара, по его словам, особых проблем не возникает.
"Только вот вежливо попросили купить билеты на ЭКСПО", – смеётся он.
Инна Апенко
генеральный директор компании Mimioriki
"Когда ты на дне, приходят идеи, способные всё перевернуть"
Успешный текстильный бизнес отца перешёл к Инне Апенко не в самый простой момент – в кризисный 2008 год. Пул заказов испарился в один миг, а новые идеи имели успех где-то на уровне нуля. Встал вопрос о полном закрытии предприятия. Точкой невозврата, последним шансом для молодой мамы Инны Апенко стала мысль о собственном бренде детской одежды.
Дело пошло хорошо, скоро за франшизой "Мимиориков" выстроилась очередь предпринимателей из всех областей Казахстана. Дальше развившийся бизнес ждал примерно тот же сценарий, что у ресторанов Байтасова, – магазины начали "штамповать". Другими словами, франшизу продавали неправильным людям.
"Ты не способен продать опыт. Когда ты продаёшь франшизу, ты продаёшь воздух. Начались закрытия магазинов. Некоторые инвестировали просто на эйфории, оказалось, им это вообще не интересно. А для бренда любое закрытие – это удар по потенциалу франшизы", – делится неудачным опытом партнёрства Инна.
Бизнесвумен также предостерегает: внутренний рынок прощает ошибки, но внешний выведет всё на поверхность, так что не стоит преждевременно нырять в него, не укрепив позиции сначала у себя дома.
Mimioriki столкнулись и с тем, что всю идеологию и философию просто нереально запихать внутрь бренда. Однажды Инна поняла, что идеологии стало больше, чем самого продукта. Компания стала инвестировать в семейные мастер-классы и тимбилдинги такие средства, что немного потеряла основную нить своего бизнеса.
Из опыта Апенко также можно извлечь то, что участие в тендерах госкомпаний – не гарантия успеха.
"25 раз ещё до "Мимиориков" мы участвовали, 25 раз наш продукт был лучшим по цене и качеству, но тендер мы ни один не выиграли", – констатирует она.
Алмаз Шарман
глава сети медцентров HealthCity
"Не надо запрягать телегу впереди лошади"
Учёный-медик, а также председатель попечительского совета частного благотворительного фонда Булата Утемуратова "Асыл Мирас" Алмаз Шарман готов был совершить революцию в медицине. Но в далёком 1993 году, как он сам теперь смеётся, как раз-таки запряг телегу впереди лошади, от чего и предостерегает сегодня молодых предпринимателей.
Алмаза Торегельдиевича очень волновала проблема неравного доступа к медицинским услугам в селе и в городе. Работая в США, он познакомился с завоёвывавшим тогда мир интернетом и решил создать телемедицинский модуль в Казахстане, чтобы передавать данные пациента на расстоянии.
"Это был абсолютный прорыв. Сначала мы установили связь между кухней и гостиной, потом от Каскелена до Алматы, в итоге мы передали информацию на 1000 км из моего родного села Улытау в Карагандинской области. Всё работало через спутниковую тарелку", – делится восторгом от проделанной работы учёный.
Но довольно быстро Шарман заметил, что интерес врачей к модулю поостыл. Они откровенно признавали: включать какой-то компьютер при их работе просто некогда. Тогда не было высокоскоросного 4G, как и прочих технологических возможностей для обеспечения комфортной работы. Абсолютный прорыв стал абсолютным факапом, особенно учитывая инвестированные в него средства.
Но момент истины для опередившего своё время казахстанского медика всё же настал. Озадаченный тем, что лишь 12% диагнозов полностью соответствуют истинному недугу пациентов во всём мире, он решил начать свой бизнес с открытия современного диагностического центра HealthCity в Алматы. Люди, которые мешками везли деньги в Корею, теперь смогли обследоваться в Казахстане.
Как и следовало ожидать, появилось желание основать больше таких клиник, но дело не пошло, все шесть пришлось вскоре закрыть.
Для тех, кто планирует связать свой бизнес с медициной, Алмаз Шарман выделяет очевидный тренд: искусственный интеллект заменит некоторые медицинские специальности уже в ближайшем будущем. Даже сегодня существуют сервисы, вполне способные помочь при диагностировании заболевания.
"Врач при постановке диагноза не может держать в голове симптомы 14 тысяч болезней. А машина может, причём постоянно учится и сокращает вероятность ошибки. Врачи всё равно будут работать как силы быстрого реагирования. И это всё не страшно. В конце концов, с появлением телефона наш голос не исчез", – заключил учёный.