Большинство казахстанских предприятий не готовы к полноценному переходу к Индустрии 4.0. По данным, приведённым на очередном заседании Правительства, 84% предприятий в обрабатывающей и более 56% в горнодобывающей промышленности соответствуют лишь уровню Индустрии 2.0. Министерство по инвестициям и развитию проанализировало сложившуюся ситуацию и выявило сразу несколько факторов, тормозящих развитие цифровизации в стране.

"В ходе нашего анализа были определены сдерживающие факторы для внедрения элементов Индустрии 4.0.К ним относятся недостаточное понимание бизнесом экономических выгод от цифровизации, слабое развитие отечественных разработок и компетенций по автоматизации и цифровизации, нехватка квалифицированных кадров, ограниченность финансовых ресурсов, а также инфраструктурные ограничения", – доложил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

Для устранения существующих барьеров профильное ведомство предлагает: совершенствовать нормативное регулирование, развивать цифровую инфраструктуру, а также собственные технологии и компетенции, человеческий капитал, финансовые и иные меры стимулирования. Для популяризации внедрения технологий Индустрии 4.0 и помощи бизнесу в реализации цифровых проектов обещают создать модельные цифровые фабрики, которые станут демонстрационными площадками цифровых технологий, и Национальный центр компетенций Индустрии 4.0.

"Для развития собственных технологий и компетенций предлагается создание Института промышленной автоматизации и цифровизации на базе существующей инфраструктуры, который будет заниматься прикладными разработками для предприятий. Также для координации и взаимодействия всех заинтересованных сторон, в числе которых разработчики технологий и предприятия, госорганы, планируется создание специализированной Платформы "Индустрия 4.0" и другое", – рассказал глава профильного ведомства.

Цифровизация предприятий начата – первопроходцами стали преимущественно системообразующие компании. Kazzinc, ERG, "АрселорМитталТемиртау", Kazakhmys уже сформировали планы и подписали соответствующие дорожные карты с акимами областей.

"На сегодняшний день на существующих производствах системообразующих компаний реализуется 14 проектов, включающих элементы Индустрии 4.0 общей стоимостью 140 млрд тенге. Помимо данных проектов создаётся новое производство стоимостью 100 млрд тенге компанией Kazzinc – "Полиметаллы Жайрема", в рамках которого предусмотрено широкое применение цифровых технологий, таких как удалённый мониторинг, имитационное моделирование и другие", – пояснил Женис Касымбек.

Внедряя современные технологии у себя на производстве, отечественные компании зачастую сталкиваются с тем, что специалистов, способных с ними работать, нет. Эта проблема особенно остро ощущается в регионах.

"Чего нам сегодня реально не хватает – это специалистов, которые могли бы адекватно заниматься анализом уже имеющихся данных. Как вы понимаете, мы базируемся в Усть-Каменогорске – люди не очень охотно туда едут, особенно специалисты высокого класса, которые разбирались бы и в финансах, и в IT. Мы пришли к выводу, что у нас не остаётся другого варианта, как только идти по пути банковских глобальных структур, IT-компаний, то есть будем делать попытки внедрения самообучающихся систем для качественного анализа и последующего планирования. Надеемся, что в последующем это даст нам достаточно адекватные результаты", – рассказал о своём опыте генеральный директор ТОО "Казцинк" Александр Хмелёв.

Однако пока производства ищут высокоспециализированных специалистов, в ходе цифровизации без работы остаются рядовые сотрудники заводов. По сути, компьютеры заменяют десятки и даже сотни людей. Глава Правительства напомнил региональным акимам о необходимости следить за трудоустройством работников предприятий, прошедших цифровизацию.

"Когда мы ездили летом по регионам, в некоторых акиматах заслушали отчёты, которые показали, что работа практически не была проведена. Возможно, сейчас ситуация исправилась – до конца года мы пару акимов заслушаем. Компании-то быстро развиваются, и они нам будут говорить, что люди будут высвобождаться. Куда их направлять? Или мы их развитие будем тормозить, или открывать новые места", – заявил премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.

Создаётся Интеллектуальная транспортная система, состоящая из 11 компонентов, которые планируется поэтапно внедрять.

Первый компонент – это специальные автоматизированные измерительные средства, устанавливаемые на основных автомобильных транспортных коридорах, которые обеспечивают:

  • бесконтактное взвешивание транспортных средств в движении;
  • мониторинг и учёт интенсивности потока;
  • исключение безосновательных остановок и так далее.

В 2017 году планируется запуск 10 таких систем, а в целом к 2020 году их общее количество должно достигнуть 46.

Второй компонент – создание комплекса технических решений для автоматизации сбора средств на платных автодорогах. По принципу магистрали Астана – Щучинск в ближайшее время начнут работать участки дорог Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос. Также завершаются работы по проектированию системы взимания платы на 13 участках общей протяжённостью 5,5 тысяч км. В целом до 2020 года планируется внедрить платную систему на 16 участках дорог.

"Оставшиеся 9 компонентов, такие как система управления дорожным движением, что даёт возможность информировать водителей о ситуации на дорогах, система анализа и прогнозирования климатических условий, которая будет осуществляться посредством сети метеостанций вдоль автодорог, система видеомониторинга и выявления нарушений ПДД – сеть камер для видео- и фотофиксации, будут внедряться поэтапно в период с 2018 по 2022 год", – сообщил Женис Касымбек.

В сфере авиации ведётся работа по внедрению информационных систем безбумажного документооборота в области грузовых авиаперевозок E-freight, а также по сбору и обработке данных об авиапассажирах, что позволит заменить 20 документов, представляемых сегодня в бумажном виде, на их электронные аналоги.

"Внедрение информационной системы по сбору и обработке данных об авиапассажирах связано с обеспечением национальной и авиационной безопасности, повышением общественного порядка. Основными потребителями данной информационной базы будут правоохранительные и специальные органы страны", – проинформировал глава Министерства по инвестициям и развитию.

В сфере железнодорожного транспорта реализуется проект "Автоматизация прогнозного графика движения поездов" – это выполнение графика движения поездов с повышением точности и глубины планирования от 45 суток до 3 часов.В планах реализация в период с 2018-го по 2020 год ещё двух проектов: "Цифровая диагностика пути при помощи мобильных диагностических средств" и "Управление мультимодальными перевозками".

По прогнозам Министерства по инвестициям и развитию, социально-экономический эффект от реализации указанных систем к 2025 году составит около 500 млрд тенге.

"Индустрия 4.0" (Четвёртая промышленная революция) – термин, введённый в оборот в 2011 году немецкими бизнесменами, политиками и учёными. Они определили это явление как "средство повышения конкурентоспособности обрабатывающей промышленности через усиленную интеграцию "киберфизических систем" в заводские процессы".