И для батыра, и для эльфа. Как ремесленник создаёт удивительные доспехи
О необычном ремесле, отличиях рынков Казахстана и России и попытках работать в "Казахфильме".Девять лет назад житель Санкт-Петербурга Евгений Афанасьев осознал, что превратился "в машину для зарабатывания денег" и решил вернуться к тому, что привлекало с детства – к творчеству. Собеседник получил два образования – художественное и историко-археологическое. В школьные и студенческие годы увлекался живописью и музыкой, играл в музыкальной группе, после ушёл в сферу строительства.
Но однажды, в 2015 году, он встретил мастера, который изготавливал доспехи на заказ, и неожиданно даже для самого себя сразу решил стать его учеником.
"Друзья крутили пальцем у виска, когда я ушёл с шестизначных сумм на заработок в 20 тысяч рублей", – вспоминает Евгений.
Постепенно с ростом мастерства в любимом ремесле он вышел на прежний доход.
Мастер воспроизводит исторические доспехи, костюмы из компьютерных игр, женские платья древних эпох.
Один доспех он продавал в России в среднем, при пересчёте на тенге, за 1,2–1,5 млн.
"Я отношусь к своим доспехам как к произведениям искусства, и мне очень сложно переключиться на что-то дешёвое и некрасивое, на мой взгляд. Я постоянно ищу ответ на вопрос: оставаться человеком творчества или начать снова зарабатывать деньги. Потому что мне пишут многие, но они хотят что-то некачественное с моей точки зрения, а я перфекционист и привык делать всё идеально", – делится своими сомнениями Евгений Афанасьев.
В 2021 году, ещё до начала вооружённого конфликта между Россией и Украиной, художник переехал в Астану. И на новом месте жительства продолжил оттачивать своё мастерство.
Зачем нужны были оруженосцы
Изготовлению доспехов предшествуют подготовительные работы. Мастер изучает разные источники об определённом историческом периоде: художественную и научную литературу, старинные гравюры. После этого он вручную делает несколько эскизов будущих доспехов и только затем показывает заказчику, который выбирает лучший на его взгляд вариант.
На изготовление доспеха в среднем уходит неделя. Они настолько разные, что мастер затруднился назвать хотя бы примерный вес готовых изделий. Например, доспех-кольчуга, проплетённый кожаным шнуром, будет весить около 5 кг. Металлический доспех потянет уже на 18–20 кг. Если же к доспеху добавить щит и меч, то получится 40 кг. При взгляде на полную экипировку средневекового рыцаря становится понятно, зачем воинам нужны были оруженосцы.
В Казахстане, кстати, любят кожаные доспехи с металлическими вставками. Каждая пластина кольчуги ещё пробивается медной пряжкой. Такие изделия весят около 10 кг.
Доспехи нужно "убить"
Правда, в настоящее время современные технологии позволяют облегчить вес брони за счёт материалов. Вот эта крупная пряжка выглядит бронзовой. Но если бы так было на самом деле, то весила бы она не меньше 4–5 кг. Вместо неё берётся тонкий пластик, который при нагревании строительным феном становится мягким, как пластилин. Весит он не больше 500 граммов. Металлические доспехи могут стоить от 1500 долларов (около 650 тысяч тенге) и выше.
"Я из тех динозавров, которые всё делают сами, без компьютера. Но планирую использовать нейросети в своей работе. С их помощью моделирование можно сократить с одного дня до пяти минут. В итоге алгоритм выдаст раскрой доспехов под размеры конкретного человека. Потом это всё раскраивается лазером, таким образом ручной труд сокращается", – отмечает Евгений.
Самая любимая часть работы ремесленника, как он с улыбкой говорит, – финальная. После того, как они полностью готовы, ремесленник начинает их "убивать" огнём, ножом и болгаркой – словом, создаёт впечатление, что они побывали в бою.
Важно, чей ты родственник
Собеседник считает одной из особенностей рынка творческих изделий в Казахстане близость Китая. Поднебесная демпингует цены, поэтому казахстанцы, по его опыту, не отличают искусство от китайской подделки и не понимают, за что должны платить больше. При этом доспехи на рынке востребованы.
В частности, их часто заказывают для шоу батыров на тоях. Только вот бюджет на такие костюмы может не превышать 15 000 тенге, тогда как мастер не готов продавать свой труд дешевле, условно 700–800 тысяч тенге.
В Санкт-Петербурге Евгений работал в мастерской Sokolworkshop. Ему приходилось выполнять заказы и для кино. Правда, основной поток заказов шёл не из киностудии, а из-за рубежа.
В России для него было обычной практикой сделать один костюм как образец, разбить на детали, обозначить фазы изготовления и отдать изготовление ещё, допустим, ста таких костюмов на аутсорсинг. Действовать по той же схеме в Астане и Алматы не получилось, мастер остался недоволен ни качеством, ни сроками выполнения.
"Я когда только приехал в Казахстан, сразу прилетел в Алматы и понес своё портфолио на "Казахфильм". Там поговорил с одними, другими, и мне сказали: "Здесь неважно, какой ты мастер, здесь важно, чей ты родственник". Уже третий год люди про меня знают, но из киностудии никто не обращался", – рассказывает мастер.
Планы на будущее
Сейчас мастер старается приспособиться к особенностям казахстанского рынка и изменить свою деятельность в соответствии с его реалиями.
Есть у Евгения идея организовать частный музей с доспехами.
"В Петербурге я мечтал создать много доспехов и сдавать их в прокат. Но так выходило, что пока заканчивал один, на него уже находились покупатели", – рассказывает Евгений о желании, которое всё ещё планирует воплотить в жизнь.
Ещё одна идея, которая ждёт воплощения, – создать шоу, с которым можно было бы выезжать на праздничные мероприятия.