2015 год для казахстанского футбола исторический. И дело вовсе не в том, что бюджеты только трёх ведущих клубов премьер-лиги вплотную приблизились к отметке "100 миллионов долларов за сезон", а в том, что о слишком больших деньгах, выделяемых на забаву с мячом, стали говорить знаковые люди.

Первое – и самое нокаутирующее заявление – сделал Тимур Кулибаев. Президент Казахстанской федерации бокса, также являющийся главой Конфедерации единоборств, раскритиковал акимов, направляющих огромные средства именно на футбольные клубы.

Объяснение глава всех боксёров нашёл простое: "Если бы там ещё были результаты, мы бы тихо сидели… Данные средства не тратятся на спортивную инфраструктуру, а на "фиктивные команды" мастеров, где больше половины состава играют второсортные, третьесортные легионеры. Нам без разницы – пусть играют, если у них есть желание, но пусть каждый регион находит спонсоров".

Тимура Кулибаева сначала поддержал олимпийский чемпион Серик Сапиев. В бытность "всего лишь" чемпионом мира в 2006-м боксёр даже подсчёт сделал. По нему выходило, что на ежегодную зарплату одного средненького футболиста «Шахтёра» можно кормить 12 месяцев всю сборную Карагандинской области по боксу. Позже за уменьшение финансирования в футболе высказался и депутат Азат Перуашев, разве что не так жёстко, как Тимур Кулибаев, и не столь глубокомысленно, как Сапиев.

Можно выдумать тысячу причин, почему атака на бюджетное финансирование в футболе началась именно сейчас. В ход могут пойти как политико-конспирологическая версия ("вот ушёл весомый Джаксыбеков, и некому бедный соккер защитить"), так и предметное обывательское обоснование ("просто всех это допекло"). Но куда важнее другое: в футболе к таким переменам оказались не готовы. Достаточно вспомнить суровые реплики заинтересованных в продолжении гигантских инвестиций в эту забаву с мячом людей, когда появилось предложение ввести потолок зарплат. Причём ограничительная сумма была весомой – 300 тысяч долларов в год. "К нам за такие деньги звёзды играть не приедут", – таков был основной лейтмотив заявлений. Как будто бы за последние десять-двадцать лет эти звёзды в наш чемпионат захаживали!

Что в такой критической ситуации могли сделать футболисты сборной Казахстана? Сыграть против команды Исландии матч жизни. Отыграть так, чтобы от их ударов по воротам ломались штанги, дрожали, словно после хорошего алматинского землетрясения, тренеры гостей, и трещали после подкатов, как дрова в костре, кости исландских игроков. Да, они имели полное право проиграть с тем же счётом 0:3. Но если бы вместо аморфной, безликой, изнеженной команды (за исключением нескольких игроков, которые сражались) на поле были бойцы, отдавшие все силы, им бы всё простили. Да, они бились, да они старались, но класс, сами понимаете.

После таких поражений матч против сборной России смотрелся совершенно по-другому. На поле в Химках одни могли, но упорно не хотели, а другие хотели, но никак не могли. Итог закономерен – 0:0. Но даже этот счастливый для нас исход ничего не изменит.

Маятник качнулся, и мнение, которого раньше придерживались только маргиналы: "Надо платить по достижениям", поддерживает всё больше людей.

К таким переменам в футболе, повторюсь, не готов никто. Ни бывшие лимитчики, ни воспитанники, ни те, кто старается любыми путями стать таковым. В шоке будут агенты: безумные компенсации, которые им платили, в случае сокращения финансирования останутся в прошлом. В истерике должны биться президенты клубов: это сейчас они сидят на миллионных бюджетах в условиях совершенной публичной непрозрачности, а что им прикажете делать, если через год финансирование сократится, скажем, вполовину?

Не обязательно, что сказка под названием "В Казахстане тратят миллионы на футбол, не приносящий побед и славы" закончится сейчас. Или через год. Но в спортивном закулисье сложилось мнение, что скоро этой счастливой эпохе безудержных трат придёт конец. Может, если сборная продолжит играть так, как с исландцами, назаявляв эричей и остальных, а олимпийская команда произведёт фурор в Рио. А может, в силу исключительно экономических факторов.

Если в некоторых видах спорта в случае резкого сокращения расходов останутся базы, а у отдельных даже академии, то с чем останется футбол? Что имеет наш самый богатый вид спорта? Клуб-миллиардер из Актобе, который играет в начале чемпионата на поле ДЮСШ? "Атырау", известный своими раздевалками и тем, что там в своё время играла масса натурализованных белорусов? Кто все эти годы безудержных вливаний тратился не только на зарплаты-подъёмные-премиальные-чартеры, но и на детей, инфраструктуру? И какое количество платёжеспособной публики усилиями наших клубов и федерации появилось за всё это время?

За все годы, когда из бюджета щедро, обильной рекой, текли деньги, наши футбольные люди, за исключением пары человек, не сделали ничего, чтобы показать: большие средства действительно будут потрачены с умом. Как это делает Кайрат Боранбаев, к примеру. Очень часто всё заканчивается или покупкой очередного тонева с последующей попыткой сделать ему наш паспорт или пропихнуть в "воспитанники", или покупкой игрока из заштатного российского (украинского, белорусского и т.д.) клуба. Ну или тратами на премиальные, компенсации агентам и чартеры.

Нет никаких сомнений, что футбол в Казахстане надо поддерживать. Но не в таких финансовых объёмах, как сейчас. Когда баррель стоит не 100 и не 80, а чуть больше 50 долларов, в решето не станут лить больше, чем из него выливается.

Потому что какой смысл вваливать миллионы, чтобы на выходе получить матч с Исландией?..