На фотографиях нет ни известных достопримечательностей, ни впечатляющих пейзажей. Автор ставил себе цель показать пестроту Азиатского континента, его героев.

"Мне исполнилось 60 лет две недели назад, а на днях будет 40 лет со дня начала профессиональной деятельности. В сумме целый век, что и послужило поводом для моей первой выставки. Поэтому это вот такой способ отметить юбилей для друзей и знакомых, которые могли забыть. Словно день рождения пушкинского "Гробовщика", когда пригласили клиентов, чтобы отпраздновать. А у меня не клиенты, а те лица, которые были связаны со мной такими мимолётными мгновениями", – смеётся Михайлов.

Он признаётся, что такие мероприятия его не вдохновляют, а напротив, заставляют нервничать, ведь автор живёт по принципу Конфуция: "Не волнуйся, что тебя никто не знает, а волнуйся о своём несовершенстве". Поэтому, по словам фотографа, эта первая выставка, скорее всего, окажется и последней.

На выставке представлены как плёночные снимки, так и работы, выполненные с помощью цифрового оборудования. На фотографии с танцовщицей может показаться, что использован специальный фильтр в редакторе, но оказалось, все снимки в галерее представлены без обработки.


Танцовщица в Дели / Фото Андрея Михайлова

"Фестиваль был туристический в Дели. Тогда я вышел из гостиницы, где везде кондиционеры, а снаружи парилка, поэтому объектив покрылся плёнкой, сквозь которую и была сделана фотография танцовщицы. Это придало такой эффект мягкости", – сказал фотограф.

На выставке представлены фотографии, сделанные в десяти азиатских государствах, хотя количество стран, где он побывал, гораздо больше. Но Михайлов утверждает, что коллекционирование стран его не интересует, а увлечён он самой культурой, жителями Азии. Возможно, на это повлияли его юношеские кумиры – русские путешественники 19 века, книги которых до сих пор для фотографа остаются настольными книгами.


Йог / Фото Андрея Михайлова

"По большому счёту, история цивилизации – это история Азии. Европа для меня – полуостров, возвышавшийся в некоторые моменты, но если смотреть на вклад в настоящую культуру, то, конечно, в основном всё сохранилось в Азии. В Европе мало что осталось после всех этих непрекращающихся экспериментов. Азия живёт своей жизнью, несмотря на то, что пользуется благами цивилизации. Люди продолжают верить и поклоняться тому, чему верили и поклонялись десятки, сотни предыдущих поколений. Мне встречались статуи, которые в музеях Европы бы стояли под семью замками, в Азии же им до сих пор поклоняются. При этом они были построены тысячелетия назад", – рассказал Андрей Михайлов.

В последние годы автор проявляет особый интерес к изучению змеиного культа. Он считает, что именно это сопровождало юное человечество и до сих пор является частью верований племён Непала, где в Большой долине Катманду сохранилось несколько пластов змеиного культа. По снимкам можно заметить, что там совсем малая часть затронута цивилизацией, они остаются верными традиционной культуре. Европа же, в особенности северная её часть, уже забыла о своих корнях, а её либеральные ценности вызывают у фотографа явную неприязнь.


Старый хиппи после землетрясения в Катманду / Фото Андрея Михайлова

"Вот эта агрессия, с которой они навязываются вопреки здравому смыслу, меня напрягает. Пресловутые однополые браки или же тот момент, когда Европа собирается заставить собирать фотографам разрешения запечатлеть того или иного человека. То есть я вот должен у каждого героя заручится подписью, чтобы на меня не завели уголовное дело из-за случайного снимка на улице. Вот такого маразма очень много. Европа уходит от своих традиционных ценностей, при этом рубит тот сук, на котором сидит. Благо я снимаю Азию", – сказал Михайлов.

По словам автора, мы не сможем вернуться в рай, к естественности, это останется утопией. Однако всё же миру следует вернуться хотя бы к временам до вавилонского проекта, когда человечество было единым. В этом скрывается большой потенциал, чего мы до сих пор не осознаём.

Фотографий Казахстана на выставке представлено лишь две. Михайлов объясняет это тем, что не ставил себе цель соблюдать политкорректность:

"Всё построено на других принципах. Казахстан я много снимаю, даже больше всего. Мне хотелось показать всю колоритность Азии, в то же время её схожесть. У меня много географических снимков, но тут основная идея художественная, то есть показать своеобразие лиц. Вот поэтому здесь очень простые фоны. Хотя единственная достопримечательность, которую можно узнать, – это полуразрушенный дворец в Катманду. Главным героем здесь выступает старый хиппи, который разбирает завалы после землетрясения, под которыми было найдено много людей. Пыльная, грязная одежда и шляпа делают его весьма колоритным персонажем, то есть даже здесь меня привлекают люди. Точнее, я бы сказал, естественный человек с неискажённой природой".

В большей части фотографий, представленных на выставке, можно увидеть нищету: некоторые герои имеют проблемы со здоровьем, другие бедно одеты, третьи зарабатывают на жизнь дешёвым трудом и радуются любым мелочам.


Паломница в Тибете

"В Азии, за исключением таких продвинутых стран как Казахстан, где понты на первом месте, немного другое отношение. Есть страны, где материальное благосостояние не считается основной ценностью, там другие критерии успешности. Та же Индия. Здесь разные люди, бедноты больше. Опустошённая молодёжь Европы ринулась искать ценности в Азии, ибо на родине все эти попытки найти своё утерянное стали театральными. Какое-нибудь викканство, маскарады эти, особенно Северная Европа. А в Азии всё цело. Но она лукава. Нужно вам пройти какую-нибудь школу гуру – вам предоставлена возможность. Йоги, шаманы. Всякие курсы есть. Но это также игра, ведь нельзя этому выучиться, в этом нужно родиться. Нельзя быть буддийским монахом, при этом живя в роскошной квартире", – считает Михайлов.