Электронная торговля в Казахстане выросла на 80% за время пандемии
В казахстанской экономике за последние полтора года появилось много новых цифровых ниш, и их количество будет расти. Такое мнение высказал председатель правления Magnum Азамат Османов, выступая на TEDх Astana. Огромный потенциал для развития бизнеса открылся в таких сферах как онлайн-образование, проведение видеоконференций, видеоаналитика, IT-разработки, дизайн и многие другие.
Это общемировая тенденция. Например, капитализация Amazon за последние два года увеличилась вдвое – до $1,7 трлн. Стоимость российского маркет-плейса Ozon после IPO в конце прошлого года выросла с 7 до 11 млрд долларов. То есть сейчас он стоит больше, чем крупнейшая российская торговая компания X5 Retail Group, которая владеет 20 тысячами офлайновых магазинов. Капитализация казахстанского Kaspi.kz менее чем за год после IPO выросла с 6,5 до 22 млрд долларов. По словам Азамата, Османова, все эти компании в своё время сделали ставки на цифровой мир – ещё до того, как всё стало так стремительно меняться.
В Magnum разработка онлайн-магазина тоже началась ещё до пандемии. Планировалось запустить его к концу 2020 года. Но после объявления карантина пришлось сделать это в экстремально короткие сроки – к началу апреля. Сейчас онлайн-сегмент составляет 1% товарооборота Magnum. Аналогичная картина у лидеров российского ретейла. Например, у X5 Retail Group, которой принадлежат бренды "Пятёрочка" и "Перекрёсток", на онлайн также приходится 1% от всех покупок. В денежном выражении это миллиарды долларов. "В этом сегменте рост будет идти в геометрической прогрессии", – прогнозирует глава Magnum.
Мировые инвесторы понимают, что завтра главным местом встречи продавца и покупателя будет смартфон. А новыми звёздами в мире торговли станут качественные мерчанты – цифровые торговцы, которые продают товар на таких площадках как Kaspi, Wildberries или Amazon.
Говоря о том, кто такие "качественные мерчанты", Азамат Османов вспомнил курьёзный случай, как несколько лет назад заказал кроссовки в одном из интернет-магазинов и прождал их больше месяца. А когда наконец получил, оказалось, что они не того размера и женские. Конечно, таким игрокам будет тяжело удержаться на рынке без качественного улучшения сервиса. В то же время многие инвестиционные фонды сейчас скупают не только взлетевшие в цене акции крупнейших маркетплейсов, но и пока ещё недооценённые акции качественных мерчантов. Некоторые из них – это небольшие семейные компании, которые специализируются на определённых нишах. А для фондов такие инвестиции могут иметь доходность в десятки раз выше, чем от вложений в акции торговых гигантов.
Азамат Османов рассказал, что Magnum является одним из мерчантов Kaspi.kz. То есть в приложении Kaspi.kz теперь можно заказать продукты из Magnum с доставкой на дом. Сервис работает в тестовом режиме в Алматы. Специально для этого Magnum создал отдельный даркстор: магазин-склад только для курьеров, выполняющих заказы клиентов Kaspi.kz. Пилотный проект оказался успешным, поэтому в следующем году такой сервис появится в Нур-Султане и других крупных городах страны.
Между тем, заверил эксперт, традиционные магазины никуда не денутся. По его мнению, качественный онлайн сервис невозможен без офлайновой составляющей. Именно поэтому, например, цифровой Amazon купил офлайн-сеть Whole Foods (лидер по продаже продуктов в премиальном сегменте в США). "Яндекс" вёл в этом году переговоры с "Азбукой вкуса" (также лидер в премиум-сегменте). "Я убежден, что будущее торговли не за онлайном, оно гибридно", – сказал Османов. – В будущем вы так же сможете прийти в магазин, ощутить запах свежей выпечки, увидеть товар своими глазами. Но 9-килограммовые порошки или стандартные бутыли с водой вы сможете заказывать онлайн и курьеры привезут их вам на дом".
Глава Magnum высказал очень оптимистичную оценку относительно перспектив развития электронной торговли в Казахстане. "В отличие от сельского хозяйства или промышленного производства это та сфера, в которой можно перескочить через несколько этапов развития и сразу выйти на высокий уровень", – сказал он. Показателен пример Китая, где на электронную торговлю приходится 25% товарооборота (для сравнения, в Казахстане и России – около 10%, в США – 15%). Отчасти это можно объяснить тем, что Китай перескочил эпоху ноутбуков и сразу перешел на смартфоны, которые позволяют удобнее и быстрее покупать онлайн. Кроме того, у Китая была смелость инвестировать в экосистему для смартфонов, в Big Data, в удобные цифровые интерфейсы, в безналичную оплату госуслуг и пр. Это дало стране возможность вырастить таких гигантов как Alibaba и Tencent (которой принадлежит WeChat) и стать лидером в мировой электронной торговле.
Руководитель крупнейшей в Казахстане розничной сети рассказал, как однажды в Китае чуть не остался голодным, потому что в ТРЦ не принимали ни карточку, ни наличные деньги. Оплатить покупки можно было только через WeChat – популярное китайское приложение, включающее в себя мессенджер, платежи и многие другие услуги. Китай уже живет в новой цифровой реальности.
Казахстан может сразу использовать самые современные цифровые технологии. В стране есть успешные предприниматели, которые создали стартапы в области IT-разработок и вышли на международный рынок. Есть инвестиции и ряд амбициозных проектов c участием государства. Например, проект строительства национальной товаропроводящей системы, которая должна стать той офлайновой базой, на которой зиждется, в том числе, и электронная торговля. По словам главы Magnum, "У Казахстана есть шанс и все предпосылки, чтобы не только стать локомотивом электронной торговли в регионе, но и начать задавать мировые тренды".