Эксплуатация автомобиля зимой – главное, что нужно об этом знать
Как показывает статистика, в начале зимнего сезона количество ДТП заметно увеличивается. И зачастую виной тому становится не только манера вождения так и не перешедших с летнего режима водителей, но и техническая неподготовленность самих авто.
Надо отметить, что комплекс мер, необходимых для адаптации машины к зиме, гораздо шире действий по замене шин. И в подготовке в той или иной степени нуждаются почти все системы автомобиля.
Меняем резину
Безопасность на скользкой зимней дороге обеспечивается соответствующим сцеплением с дорогой. Это, в общем-то, понятно всем. Но надо помнить, что "переобуваться" в зимнюю "обувь" необходимо, как только температура снижается до среднесуточной в +7 градусов по Цельсию. Уже при такой погоде резина стандартных летних шин начинает терять свойственную ей мягкость и эластичность, от чего значительно уменьшается сила сцепления с дорогой. Соответственно, удлиняется тормозной путь и ухудшается управляемость. А ведь та же статистика указывает, что риск попасть в аварию зимой возрастает в шесть раз в сравнении с летом.
Кое-кто по соображениям экономии ездит круглый год на "всесезонке". Однако сами производители шин уточняют, что all seasons не самое лучшее решение для зимы. Не разубеждая кого-либо, хочется тем не менее предупредить, что подобная экономия может вылиться в большие проблемы.
Кстати, напомню, что хранить стопкой снятую летнюю "обувь" можно только при условии, что это колёса в сборе, то есть покрышки с дисками, накачанные до 0,5-1,0 атм. и желательно отмытые, чтобы оставшаяся на них грязь, содержащая в себе неизвестно что, не могла испортить резину.
А вот снятые летние покрышки складывать на хранение "колодцем" нельзя. Под тяжестью верхов борта и протекторы шин могут деформироваться, и колеса едва ли будут полноценно служить вам в следующем сезоне – уменьшается сцепление с дорогой и, как следствие, резина снашивается не только неравномерно, но и гораздо быстрее. Поэтому шины без дисков следует хранить в строго вертикальном положении – на полу или на полке, равномерно "помешивая", т.е. поворачивая вокруг оси, каждый месяц градусов на 90. Так за холодный сезон они сделают полный круг. Если шины с камерами, то давление внутри необходимо минимизировать.
Для тех, кто использует шины с камерами, несколько слов об отдельно хранящихся камерах. Наверное, лишним будет напоминать, что их не стоит ни мять, ни комкать, ни складывать. От этого на них появляются складки, а затем и трещины. Кроме того, на всякий случай пересыпьте их тальком – чтобы не слипались за зиму. Закон диффузии ещё никто не отменял.
Помещение, в котором вы собираетесь оставить летнюю резину, должно быть достаточно прохладным, так чтобы температура в нём не превышала +23-25 градусов. К тому же место "зимнего прикола" должно быть удалено от какого-либо источника тепла более чем на метр. Если шинам будет слишком тепло, то они покроются микротрещинами, что ускорит их старение. А это, безусловно, опять-таки скажется на вашей безопасности в следующем тёплом сезоне.
Боятся шины и мороза. К тому же помещение для хранения шин должно быть тёмным и проветриваемым, то есть укутывать шины в брезент или, что ещё хуже, полиэтилен, не стоит, как бы это эстетично не выглядело.
Необходимо озаботиться также и тем, чтобы покрышки не соприкасались с маслами, красками, топливом и иными жирными поверхностями.
И ещё. Перейдя на зимнюю "обувь", рекомендуется увеличить давление в шинах на 0,2 бар по сравнению с летними нормами. Ну и, конечно, пересмотреть манеру вождения – более осознанно рассчитывать дистанцию, плавнее тормозить и, разумеется, уменьшить среднюю скорость.
Под капотом
Что касается "подкапотного регламента", то здесь всё должно затачиваться под облегчение пуска в холодный период. Эксперты напоминают, что запуск двигателя и его даже самая незначительная эксплуатация в мороз от -17 градусов по нагрузке на мотор равна нескольким сотням пробега летом.
Для нормальной работы двигателя стоит провести ревизию топливного, воздушного и масляного фильтров да и самого моторного масла, почистить бензобак.
Не забываем и про антифриз. Перед заменой антифриза неплохо было бы промыть систему охлаждения. А уж раз подняли капот, то не помешает заодно промыть и форсунки инжектора.
Мероприятия по "ходовке"
По расчётам специалистов, элементы подвески, стойки амортизаторов и тормоза в холодный период изнашиваются в 4 раза интенсивнее, чем летом. А потому, чтобы не было разных неприятных неожиданностей, тщательно проверяем целостность подшипников, пыльников, сальников. Износившиеся детали меняем незамедлительно.
"Живые" резинки будет не лишним обработать специальными присадками, которые делают их более эластичными, и покрывают защитной плёнкой, не позволяющей деталям трескаться на морозе.
Проверяем колодки, которые не следует доводить до критического износа, а заодно с тормозной жидкостью менять каждые 2 года или через 60 тысяч км пробега.
Немного об электрике
Помним, что главный источник энергии – аккумулятор. И чтобы однажды морозным утром неожиданно не оказаться обладателем "мёртвого" железа, проведите ревизию и аккумулятора – проверку на способность заряжаться до номинальной ёмкости (если старый аккумулятор уже не дотягивает, его лучше заменить новым). В качестве профилактики необходимо почистить и смазать клеммы.
А заодно, возможно, стоит заменить и свечи зажигания, принимая во внимание, что отечественное топливо имеет свойство укорачивать их ресурс (или свечи накаливания, если дело касается дизельного двигателя).
"Железо"
Кузов в межсезонье и зимой подвержен воздействию ржавчины не только из-за влаги и перепада температуры, а ещё и потому, что соль и прочие составы, которыми посыпают в гололёд городские дороги, разъедает железо. Установленные подкрылки и брызговики помогут защитить кузов от брызг и проникновения в полости дорожного "компота".
Кроме того, будет не лишним провести антикоррозийную обработку всего кузова, причём не только видимых участков, типа днища, арок и т.п., но и скрытых полостей.
Если в замочные скважины влить немного специальной противозамерзающей жидкости, то в первый же мороз вам не придётся отогревать намертво "схватившийся" замок.
Резиновые уплотнители дверей также можно обработать специальным составом, чтобы, пытаясь открыть примёрзшую дверь, не оторвать ручку.
Салон
Что касается зимнего внутрисалонного комфорта, то он наступает с того момента, как сидеть в салоне становится тепло.
Самый простой и недорогой способ обогреться зимой, не дожидаясь, пока из дефлекторов наконец-то подует горячий воздух, – это обзавестись накидками на сиденье с электроподогревом.
При этом важно знать, что согласно утверждениям экспертов, главный критерий качества подогрева сиденья – это свойства материала. Так, при недостаточной теплопроводимости водительское или пассажирское место нагревается медленно, а остывает быстро. И наоборот, высокая теплопроводимость материала – залог моментального нагрева и долгого остывания сиденья.
Заметим, врачи рекомендуют не устанавливать самый интенсивный режим подогрева, садясь в автомобиль с мороза, чтобы перепад температуры не произошёл слишком быстро.
Особая ремарка для мужчин: им врачи советуют не перегревать сиденья и периодически выключать систему подогрева, поскольку оптимальной температурой для половых желёз мужчин считается 34-35,5 градуса по Цельсию. И в результате длительного использования подогрева температура половых органов может достичь отметки в 38 градусов, что грозит бесплодием.
А вот женщины, которые сегодня всё чаще садятся за руль, могут торжественно поставить себе плюсик и отпраздновать ещё одну победу над сильным полом: даже злоупотребление этой удобной техникой абсолютно ничем не грозит их организму.
В целом же специалисты от медицины уверены, что при разумной эксплуатации система подогрева сидений благотворно влияет на здоровье, предохраняя водителей от радикулита, остеохондроза, почечных заболеваний и просто способствуя профилактике простуды.