Что не достроила казахстанская сторона по проекту "Западная Европа - Западный Китай"
Несмотря на то что Жениса Касымбека и Альберта Рау разбросало по разным ветвям власти – Касымбек остался в исполнительной, возглавив Министерство по инвестициям и развитию, Рау стал депутатом и перешёл в законодательную – на их приятельских отношения это, похоже, никак не отразилось. Перед началом правительственного часа в Мажилисе два бывших заместителя МИР РК, некогда работающих бок о бок, уединились в кулуарах Парламента и что-то оживлённо обсуждали до тех самых пор, пока жёсткий регламент начавшегося мероприятия не расставил всех по своим местам: Рау усадил в депутатское кресло, а Касымбека поставил за трибуну для отчёта перед парламентариями.
В зале заседаний бывшие коллеги не обменялись ни словом: то ли Рау уже всё спросил у Касымбека, что его интересовало, то ли специально не стал приятеля "валить" неудобными вопросами, которые и без него было кому задать. А неудобные вопросы ждать себя не заставили – они появились у депутатов, лишь стоило министру по инвестициям и развитию выступить с отчётом, пестрящим пунктами, которые удалось выполнить при реализации госпрограммы "Нурлы жол".
Дело в том, что один из основных проектов программы – автомагистраль Западная Европа – Западный Китай действительно поэтапно вводится в эксплуатацию, как об этом рапортуют в МИР РК, однако есть и сопутствующие ему проекты, которые хоть к "Нурлы жол" напрямую и не относятся, но очень важны, а вот с ними как раз проблема. К примеру, логистический центр и контрольно-пропускной пункт на границе с Китаем по плану должны быть сданы в эксплуатацию в июле 2017 года, но назначенные сроки срываются.
"По этому объекту нужно освоить около 40 миллиардов тенге до июля этого года. Насколько реально эффективное освоение этих средств за столь короткие сроки, учитывая то, что этот участок дороги не входит в программу "Нурлы жол"? Нас беспокоит то, что сейчас на стройке стоят всего два крана и ходят два погрузчика. Этот объект возводит частная компания, и большой активности, к сожалению, не наблюдается", – отметил депутат Мажилиса Парламента Тургун Сыздыков.
Отрицать очевидное в Министерстве по инвестициям и развитию не стали. Свою часть пропускного пункта на границе китайская сторона уже практически завершила, а вот с казахстанской стороны – простой, связанный с проблемами финансирования, поэтому сроки переносятся.
"Действительно есть определённое отставание, реальные сроки мы для себя видим – осень этого года. Мои коллеги еженедельно туда ездят. Я сам планирую в течение недели там побывать. Действительно вопрос сложный, потому что дорогу мы построили, а логистический центр и таможенная инфраструктура не готовы. Планируем, к ноябрю-октябрю завершить", – прокомментировал министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.
Другой проблемный объект заморожен на участке Шымкент – Жамбыл. Тоннель, цель которого обеспечить безопасные условия для езды зимой, планировалось построить ещё в 2015 году, но и его до сих пор нет.
"Объясните причины. Что нужно сделать, чтобы тоннель можно было сдать в этом году? Поскольку это повысило бы безопасность на этом участке дороги, особенно в зимний период, снизило количество заносов на этом перевале", – поинтересовался депутат Мажилиса Парламента Кудайберген Ержан.
Причина отсутствия тоннеля в готовом виде, как и в случае с логистическим центром, – финансовые трудности, которые на этот раз возникли у иранской компании-подрядчика. Сроки также переносятся. Разница лишь в том, что неизвестно насколько.
"Компания работает в Казахстане более 10 лет, и впервые у нас появились проблемы с ней. У компании возникли серьёзные проблемы у себя на родине, поэтому они перетекают на наши проекты. В этом году мы боимся, что можем не сдать этот объект и совместно с банком активно работаем над этим вопросом. Возможно, будет замена подрядчика. При этом существующая дорога реконструирована, отсутствие этого тоннеля препятствий для осуществления перевозок не создаёт", – ответил глава профильного ведомства.
Что же касается самих автомобильных дорог, то согласно с планами Министерства по инвестициям и развитию к 2020 году будет построено 6 тысяч километров высококачественных трасс с платным проездом. Уже в этом году платными станут участки Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай, Алматы – Хоргос. Их общая протяжённость – почти 500 километров.
"Стоимость тарифа не изменилась, 1 тенге за километр для легкового транспорта, от 6 до 10 тенге – для грузового. Мы считаем, что переведя семь тысяч километров дорог до 2022 года на платную основу, мы сможем обеспечить полное содержание всех дорог, оставшихся без участия республиканского бюджета", – уточнил Женис Касымбек.
Вопрос качества автомобильных дорог в стране у парламентариев вызвал большой скепсис. Депутаты даже посчитали необходимым провести ревизию отреставрированных участков.
"Нередки случаи, когда вскоре после проведения ремонта, реконструкции автодорог происходит их разрушение. В связи с этим, видимо, министерству и правоохранительным органам необходимо провести аудит и ревизию по качеству сдающихся в эксплуатацию автодорог с привлечением общественности, независимых экспертов", – заявил депутат Мажилиса Парламента Нуртай Сабильянов.
Особое внимание на правительственном часе уделили новым железнодорожному вокзалу и терминалу аэропорта, которые строятся к ЭКСПО-2017. По словам министра по инвестициям и развитию, эти объекты будут готовы уже к 15 мая.
"Вокзал уникальный. Мы считаем, что и по объёму, и по качеству он будет лучший в СНГ. Сегодня, например, существующий железнодорожный вокзал в старой части города рассчитан на 12 тысяч пассажиров в сутки. Сегодня он обслуживает почти 18 тысяч, то есть за пределами проектных мощностей. Введение нового вокзала кардинально меняет ситуацию", – сообщил Женис Касымбек.
Говоря об уже существующих вокзалах и аэропортах страны, уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан и по совместительству депутат Мажилиса Загипа Балиева обратила внимание на плачевную ситуацию с детскими комнатами. Не исключение и воздушная гавань столицы.
"Комната матери и ребёнка в аэропорту Астаны: открытая дверь, просто стоит голая кровать. Туалетная комната: ни гигиенических средств, ни дежурного по этой комнате. Что делать женщине, если она попала с ребёнком в достаточно сложную ситуацию – ей нужно ребёнка подмыть, накормить. Бывает, что нет с собой таких средств. Ни таблички, куда можно обратиться. Заходите, что хотите, то и делайте. Я считаю, что должны быть стандарты оснащения детских комнат: должны быть там и игрушки, и средства гигиены, и всё, чтобы ребёнок с мамой могли провести время", – заявила она.
Всё, что депутаты озвучили на правительственном часе, и то, что не успели, направят в письменном виде в Министерство по инвестициям и развитию. В том числе, вопросы о тщательном контроле сроков сдачи объектов и ужесточении требований к проектам мостов и путепроводов.