Что это было, Тарсем?
"Вне/себя" мог снять любой режиссёр среднего таланта и/или большого умения. В фантастической картине, в очередной раз рассказывающей о пересадке разума и проблемах, которые могут возникнуть в процессе, нет ни грамма прежнего Тарсема Сингха. Но самое ужасное – она скучна и безынтересна.
Людей, пишущих о кино, зачастую упрекают в спойлерах – рассказах о том, чем всё закончится и какова развязка. В случае с "Вне/себя" сделать это будет проблематично – официальный трейлер сам фактически сдаёт сюжет с потрохами, а собственно фильм не предлагает ничего, что бы удивило или хотя бы заинтересовало.
Стареющий супер-пупер-бизнесмен-строитель Дэмьен (тут мы как бы должны вспомнить "Омен") Хэйл пребывает в конце своего жизненного пути. Осталось ему не более полугода, денег много, апартаменты с видом на Центральный парк наличествуют, но в отношениях с дочерью непорядок, и это Дэмьена беспокоит чуть больше, чем метастазы по всему телу. И тут из ниоткуда на миллиардера сваливается визитка супер-пупер-секретного медицинского центра, где способны трансплантировать личность в новое тело. Дэмьен, пораскинув мозгами, кредитками и завещаниями, соглашается, совершенно не озаботившись мыслью, почему его разум хотят поместить в тело не какого-нибудь 20-летнего юноши, а 35-летнего – наверняка подверженного кризису среднего возраста – мужчины с вечно небритым лицом актёра Райана Рейнольдса. Вопросы всё же начинают посещать Дэмьена, когда в снах он видит девочку и женщину, которые, разумеется, окажутся семьёй из предыдущей жизни его настоящего тела.
За что мы любили Тарсема Сингха? За стиль, совершенный видеоряд и костюмы японской художницы Эйко Ишиоки. Ишиока умерла, и вдруг оказалось, что в фильме Тарсема без её творений смотреть не на что. Или просто Сингх неудачно выбрал новый проект? В любом случае, "Вне/себя" это не то кино, про которое ты взахлёб расскажешь приятелю с рекомендацией "Непременно сходи".
Основная проблема картины лежит в области сценария. Тема бессмертия, обмена телами с констатацией "Богатые тоже плачут", мягко говоря, не нова. Нельзя жевать одну и ту же ириску, выплюнуть её, снова засунуть в рот и почувствовать те же вкусовые ощущения.
"Вне/себя" - та самая выплюнутая ириска. "А вы, вообще, о чём, ребята?" - адресуется вопрос сценаристам-братьям Давиду и Алексу Пасторам. И главное – зачем? В сценарии зияют такие дыры, что не заметить их просто невозможно – это касается и основ сюжета (заявленная парадигма о даровании бессмертия только великим умам прямолинейно спускается в унитаз в середине фильма), и действий главных героев (спасаясь от погони в лесу, непременно выскакивайте на дорогу и ловите первую попавшуюся машину), и элементарного устройства нашего мира (оказывается, можно переводить сотни миллионов долларов накануне смерти, и никого не заинтересует - куда). Я уже не упоминаю про научно-медицинские основы – в фантастике это не принято, хотя передача разума от одного тела другому при помощи двух магнитов, пусть и чрезвычайно огромных, несколько смешна.
Спасти этот фильм можно было бы одним из трёх способов.
1) Выдать крутой экшен. Но действие периодически безбожно зависает, так что при всём желании боевиком "Вне/себя" назвать нельзя.
2) Использовать потенциал актёров. Однако Бен Кингсли быстро "умирает", и хоть Райан Рейнольдс очень старается, Сингху так и не удалось "пересадить" одного актёра в другого. Даже в не самом выдающемся фильме Джона Ву "Без лица" (1997 года) есть ощущение обмена телами между героями Джона Траволты и Николаса Кейджа. Тут же Рейнольдсу приходится играть сразу трёх людей, и он просто не справляется.
3) Обеспечить фирменный видеоряд. Но и его нет. Сингх включает своё блестящее клиповое прошлое, старательно рисуя Нью-Орлеан красивейшим городом (депрессивный после урагана Катрина регион США сейчас активно пиарится в фильмах), отчего на родине джаза вновь хочется побывать, но ведь мы ждали от тебя большего, Тарсем!..
В итоге, нет ни умной фантастики, ни визионерского совершенства индийского волшебника, ни интриги в сценарии – чем всё кончится, ясно уже в первой трети фильма.