Строительство Рогунской ГЭС повлияет на дальнейшее потепление климата и приведёт к дефициту водных ресурсов в Среднеазиатском регионе, заявили гидрометеорологи Узбекистана.

На прошедшей неделе таджикские власти распространили заявление, что продолжат строительство Рогунской ГЭС только после того, как пройдут технико-экономическую и социально-экологическую экспертизы с участием международных специалистов. На эту новость тут же отреагировали узбекские гидрометеорологи, сообщив, что нужно остановить строительство гидроэнергетических сооружений в верховьях трансграничных рек Центральной Азии.

- Со строительством новых сооружений увеличится площадь водной глади, а значит, и испарение, что может привести к исчезновению малых ледников и, в конечном итоге, еще большему изменению климата в сторону потепления, которое грозит непредсказуемыми последствиями, – сообщил руководитель Центра гидрометеорологической службы Узбекистана Виктор Чуб. – Регион Средней Азии отличается дефицитом водных ресурсов, и в условиях потепления климата потребность в воде будет только расти. Даже небольшое, но устойчивое уменьшение стока двух основных рек региона – Амударьи и Сырдарьи – представляет серьезную угрозу для экологической и продовольственной безопасности, в том числе и Узбекистана.

В этой связи, по его мнению, строительство новых крупных гидроэнергетических сооружений в верховьях трансграничных рек может привести к крайне отрицательным последствиям. Эксперт уверен, что строительство Рогунской ГЭС  и её запуск существенно повлияют на режим стока Амударьи. Аналогичная ситуация будет наблюдаться также со стоком Сырдарьи после перевода на энергетический режим работы Камбаратинской ГЭС-2 и Токтогульского водохранилища в Киргизии. 

ТАК И УЗБЕКИ СТРОЯТ?

Пока ученые спорят, повлечет ли строительство этих объектов климатические изменения или нет, при которых трудно будет спрогнозировать и поведение трансграничной Сырдарьи, на казахстанской стороне все мысли о том, «как бы день простоять да ночь продержаться».

– Любое проектное решение о строительстве крупных водных объектов в Центральной Азии должно согласовываться, с 1992 года работает Межгосударственная водохозяйственная координационная комиссия (МКВК), в которую входят представители министерств, комитетов водного хозяйства или министры пяти республик Центральной Азии: Туркменистана, Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, – рассказывает Адильхан Карлыханов, начальник Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции по регулированию природопользования и охране водных ресурсов. – В Положении об МКВК написано, что каждое проектное решение в Нарын-Сырдарьинском каскаде должно быть согласовано на межправительственном уровне. Пока известий о том, что кто-то что-то строит в Узбекистане, не согласовав, нет. Что касается стройки Рогунской ГЭС на реке Вахш, которая впадает в Амударью, а она, как вы сами знаете, к нам никакого отношения не имеет. У нас забота – Сырдарья, которая регулируется каскадом из водохранилищ на территориях разных стран.