Ветеран ветерану рознь
В Соединённых штатах Америки слово «солдат» пишется с большой буквы. И эта орфографическая норма прописана не в какой-то местечковой инструкции захудалого штата, а непосредственно в федеральном законе. И свидетельство о смерти каждого военнослужащего подписывает лично президент страны. И почести ему последние отдают далеко не так, как сейчас, к великому сожалению, происходит у нас...
– А как у нас?
– Да никак! Правда, если очень попросить военкома района или города, то караул может быть выделен для отдания последних почестей. Подчеркиваю, если попросить хорошо. А так – шапку по кругу. Обычное дело. Кто сколько на похороны даст. Место на кладбище тоже самому надо выбивать. Есть родственники со связями и деньгами – ветерана похоронят достойно, нет таковых – где-нибудь на выселках его закопают.
– Слышал, что в США Министерство обороны обеспечивает предоставление услуг по медицинскому обслуживанию ветеранов, входящих в категорию военнослужащих в отставке. Более 4 млн бывших военно-служащих и членов их семей пользуются правом на комплексное медицинское обслуживание. И страховка медицинская у них имеется.
– У них имеется, у нас нет. О какой-то бесплатной медицинской страховке в нашем законодательстве вообще ничего не сказано. Ветеран ВС может обслуживаться в военном госпитале по месту прежней службы. То есть там, где в своё время служил и уволился в запас. В отличие от нас Министерство обороны США предоставляет льготы по медицинскому обслуживанию отставным американским военным и членам их семей независимо от их места жительства. И продовольственные магазины, и универмаг системы военной торговли в США действуют. Там военнослужащие могут приобретать товары по ценам, которые, как правило, ниже, чем в обычных магазинах, поскольку эти товары освобождаются от обложения местными и федеральными налогами. Помимо Министерства по делам ветеранов и Министерства обороны США, осуществляющим основную работу по социальной поддержке ветеранов, в этой сфере работают также и другие федеральные ведомства, предоставляющие ветеранам различные льготы. Министерство сельского хозяйства США предоставляет ветеранам ссуды и гарантии по кредитам для покупки, благоустройства и обеспечения работы сельскохозяйственных ферм. Министерство жилищного строительства и городского развития США сотрудничает с ветеранскими организациями, предоставляя им сведения о финансируемых этим министерством программах и услугах в области жилищного строительства и развития местной инфраструктуры. Управление по делам малого бизнеса США предоставляет содействие ветеранам, желающим получить ссуды для покупки небольших компаний, осуществляет консультирование и обучение. У нас и мечтать о таком (!) невозможно. Все делается через одно место.
– Сергей, понимаю ваше эмоциональное состояние. Небо у них, земля у нас. Но скажите конкретно, чего сейчас лишены наши ветераны? Вроде бы по инициативе министра обороны Адильбека Джаксыбекова единая ветеранская организация сейчас создана. Говорят, что вопросы поднимаются, задачи решаются, активность такая, что у ветеранов появляется надежда.
– В том-то и дело, что никакие конкретные задачи по улучшению жизни ветеранов ВС в нашей стране пока не решаются. Более того, военнослужащих сейчас пытаются грузить на деньги. По войскам телеграммы разосланы с требованием перечислить однодневный заработок в фонд этой якобы единой ветеранской организации, которую возглавил генерал Ертаев. Вы спросите меня: «Боевое братство» Казахстана хоть раз к министру обороны обращалось с подобным прошением? Мы существуем только на те средства, которые сами и зарабатываем. И ничего никогда не просим у военных, не обираем их, а, наоборот, пытаемся помочь.
– Сергей Владимирович, я спрашивал, чего конкретно ветераны ВС лишены.
– Мы лишены внимания со стороны государства. Это коротко и конкретно. В США существует целый департамент по делам ветеранов, а у нас такого департамента нет. Там у них Министерство по делам ветеранов ведет широкую информационно-разъяснительную работу, чтобы обеспечить осведомлённость ветеранов относительно полагающихся им услуг и льгот. Причём информационно-разъяснительная работа начинается с момента поступления на военную службу и продолжается в течение всего периода службы. При этом особое внимание придаётся информационно-разъяснительной работе в период, предшествующий увольнению со службы. Сотрудники Министерства по делам ветеранов прикреплены к учреждениям видов ВС, занимающимся переподготовкой военнослужащих, и к крупным лечебным учреждениям, чтобы обеспечить осведомлённость ветеранов о причитающихся им льготах и услугах. А у нас каждый контрактник сам должен до всего додумываться: что ему положено по закону, а что не положено. На что он право имеет, а на что не может даже рассчитывать. Они ведь зачастую как слепые котята. И никто им ничего не собирается разъяснять. Вот в чём проблема.
– Ветераны действительно многого сейчас лишены. Согласен. Из привилегий-то что у вас осталось на сегодняшний день?
– Мы не платим налог на транспорт, на недвижимость и на землю. Это всё. Но инвалиды не сидят на шее у государства. Мы работаем и исправно платим налоги.
– Тогда что огорчает в нынешней жизни?
– У нас теперь нет пенсии по инвалидности, а есть лишь пособие, которое не превышает и двухсот долларов США. Ветераны потеряли право на первоочередное получение жилья. А у нынешних военнослужащих перспектива получения квартиры по линии Минобороны вообще размыта. Отслужи всю жизнь, потеряй здоровье и уходи в запас куда-нибудь под забор. Бомжуй на здоровье дальше. Так ведь получается. Какой резон военнослужащему рисковать? Страшно молодому поколению должно быть, а властям предержащим стыдно...
Сгорят ли от стыда нынешние чиновники за всё сказанное в этом материале? Президент союза «Боевое братство» Казахстана Сергей Пашевич уверен, что у них от этого «не покраснеют даже уши». Но под лежачий камень, как известно, вода не течёт. Возможно, придёт время, когда и в нашей стране наконец-то поймут, что обижать участников войны и ветеранов ВС на самом деле большой грех. Им, преданным защитникам Отечества, помогать надо и государству всячески поддерживать, а не ноги всякий раз о них вытирать да вспоминать лишь тогда, когда на границе порохом запахнет...