Обновить капитальным ремонтом все магистральные направления железных дорог Казахстана, поставить на службу экономике более 20 тысяч новых грузовых и более 150 пассажирских вагонов, значительно поднять скорости движения поездов – все это и многое другое станет реальностью в ходе реализации Программы развития транспортной инфраструктуры на 2010–2014 годы, утвержденной правительством страны. Железнодорожники давно ожидали принятия этого документа и связывают с его появлением надежды на новый виток в развитии своей отрасли.

– Программа направлена на развитие всего транспортно-коммуникационного комплекса Казахстана, на то, чтобы он был способен в полном объеме удовлетворять потребности экономики и населения в транспортных услугах. Интегрированная устойчивая транспортная система республики поможет сбалансированному развитию всех секторов экономики, – рассказал «Мегаполису» вице-президент АО «Национальная компания «Казахстан темір жолы» Ермек Кизатов.

Железнодорожный транспорт, обеспечивая более 60% от всего грузо-и пассажирооборота страны даже в самый неблагоприятный период 90-х годов бесперебойно функционировал и обеспечивал потребности всех отраслей и населения страны. В период подъема экономики железнодорожная отрасль также успешно справилась с 7%-ным среднегодовым приростом объемов перевозок, параллельно решая государственные социальные задачи обеспечения нерентабельных перевозок пассажиров и грузов и строительства новых железнодорожных линий.

– В то же время, – поясняет Ермек Кизатов, – в период с 1997 по 2009 год динамика роста железнодорожных тарифов составила в среднем 5,8% в год. Тогда как средний индекс потребительских цен в этот период составил 9,1%, а индекс цен промышленности – 13,3%. То есть уровень цен на услуги железнодорожного транспорта отставал от роста цен на ресурсы и материалы, используемые при осуществлении деятельности железных дорог.

Для сравнения: уровень тарифов за грузовые перевозки в Казахстане в среднем в 2,3 раза ниже среднего уровня тарифов РФ и в 1,7 раза ниже тарифов Белоруссии. Из-за этой диспропорции возникла ситуация недоинвестирования в обновление основных средств, и уровень износа подвижного состава, объектов инфраструктуры стальной магистрали превысил 70%.

Это положение критично для отрасли, поскольку прогнозируемый рост экономики и планы форсированной индустриализации должны быть подкреплены адекватным развитием железнодорожной системы, как основного перевозчика стратегических и массовых грузов. По этой причине модернизация и обновление подвижного состава и инфраструктуры, строительство новых железнодорожных линий становятся неотложными задачами.

Отраслевая программа и Стратегия развития АО «НК «КТЖ» предусматривают достижение этих целей за счет реализации комплекса экономических и организационных мер.

По словам вице-президента КТЖ, в первую очередь это предполагается достичь за счет устранения дисбалансов тарифной и экономической политики государства в железнодорожной отрасли, ее дальнейшего реформирования и институционального развития.

Так, говорят в КТЖ, программой предусмотрен поэтапный переход к стопроцентному субсидированию убытков нерентабельных услуг в пассажирских перевозках. Это позволит высвободить средства для инвестирования в развитие производственной базы КТЖ. Кроме того, из Республиканского бюджета впервые будут выделены средства на льготных условиях для приобретения пассажирского подвижного состава. Программой также предусмотрено частичное финансирование из Республиканского бюджета строительства новых железнодорожных линий Жетыген – Коргас и Узень – Госграница с Туркменистаном.

В рамках реализации тарифной политики в период исполнения программы предусмотрено ежегодное повышение железнодорожных тарифов на 15% для увеличения их инвестиционной составляющей. За счет этого железная дорога получит инвестиции на развитие основных фондов в объеме порядка 890 млрд тенге. Эти средства будут использованы для модернизации магистральной железнодорожной сети практически по всей ее протяженности, приобретения более 20 тысяч единиц грузовых вагонов, более 150 современных скоростных пассажирских вагонов и дизель-поездов для пригородного пассажирского сообщения. Планируется закупить более 370 новых пассажирских локомотивов.

Капитальный ремонт и модернизация верхнего строения пути позволяют рассчитывать, что объем транзитных перевозок через Казахстан к 2015 году возрастет до показателя свыше 17 млн тонн, а доходы от транзита увеличатся более чем на 15 млрд тенге по отношению к 2009 году. И в целом помогут увеличить перевозки грузов железнодорожным транспортом на 6%, пассажиров – на 12% по отношению к 2009 году.

Модернизация линий и обновление подвижного состава позволят к 2015 году поднять скорости грузового сообщения на 15–20%, а по международным транспортным коридорам, проходящим по территории нашей страны, – на 20–30%. Уровень износа основных средств железной дороги сократится на 10%.

Также до 2014 года будут построены линии Узень – Государственная граница с Туркменистаном (146 км), Коргас – Жетыген (293 км). Эти участки позволят увеличить экспортный и транзитный потенциалы страны. Обращает на себя внимание тот факт, что строительство этих линий определено в качестве приоритетных направлений развития инфраструктуры в ежегодном Послании президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Транспортная программа предусматривает и изменения в работе пассажирского хозяйства, такие, как реорганизация АО «Пассажирские перевозки» и его дочерних организаций в холдинговое звено национальной компании – АО «КТЖ – Пассажирские перевозки». Ему будут переданы локомотивы, задействованные в пассажирском движении, и другие активы, необходимые для полноценного осуществления функции национального перевозчика пассажиров. Предоставление частным перевозчикам долгосрочного, до 30 лет, доступа к инфраструктуре на условиях государственно-частного партнерства с соответствующими инвестиционными обязательствами в подвижной состав – еще одна важная сторона документа. При этом им будет необходимо значительно поднять качество услуг по перевозке пассажиров, включая скорость доставки, комфортабельность и дополнительный сервис.

Для достижения этих целей будет осуществлено обновление выбывающего парка вагонов подвижным составом нового поколения, обеспечивающим необходимый уровень скорости и комфорта, осуществлена модернизация инфраструктуры и разработка новых технологических норм организации перевозочного процесса.

В КТЖ говорят, что все эти меры, по сути, являются новым этапом реформирования отрасли. Ее необходимость в компании поясняют так:

– Основная цель долгосрочной реформы железнодорожного транспорта с 2001 года не достигнута до сих пор. Вопросы либерализации рынка, дерегулирования отрасли, которые были продекларированы, решены лишь отчасти, – поясняет Е.Кизатов. – Все еще сохраняется ценовое регулирование «Іазаєстан темір жолы» в открытых сегментах отрасли, и это порождает диспропорции на рынке. КТЖ находится в дискриминационных условиях по отношению к независимым перевозчикам, подстраивающимся под клиента, проводящим гибкую ценовую политику, предлагающим лучшие условия. Из-за этого доля национальной компании в высокодоходных сегментах сократилась, и КТЖ работает в основном в непривлекательных по доходам секторах. Если спрогнозировать ситуацию на будущее, то такое положение вещей может привести к потере инвестиционного портфеля и усугублению ситуации с износом активов.

Открытие доступа на рынок перевозок должно сопровождаться дерегулированием для национальной компании, – объясняют в КТЖ, – так же, как это сделано для независимых частников. Это будет эффективная мера, которая позволит КТЖ стать частью конкурентного рынка. С одной стороны, конкурентная среда будет давить на национальную компанию в части повышения качества услуг, а с другой – оставит предпринимателям, ведущим свой бизнес на железной дороге, достаточный простор для деятельности и позволит экономить средства потребителей.