Путёвка в лето
В алматинских детских оздоровительных лагерях отдыхают не только казахстанские, но российские, американские и даже китайские ребятишки. Похоже, здесь не хуже, чем на Мальдивах и Сейшелах. Хотя по цене такой отдых иногда не отстаёт от стоимости зарубежных турпоездок. Почему родители отправляют сюда своих чад? И сколько зарабатывают владельцы детских лагерей за лето? Ответы на эти вопросы корреспонденты «Мегаполиса» искали непосредственно в центрах «притяжения детей».
Время обеда. Из кухни – запахи булочек, пирожков, котлет и компота. У двери в столовую – толпа ребятишек. Вожатые пытались их поставить в строй, но дети то и дело выбегали на зов еды.
– Раз-два, три-четыре. Три-четыре, есть хотим! Открывайте двери шире, а то повара съедим!.. – эта считалочка звучала из уст маленьких «чертенят», как предупреждение.
После этого даже самые нерасторопные работники кухни начали суетиться.
Когда-то мне тоже доводилось «отбывать» каникулы в лагере. Тогда отдыхающих по очереди назначали дежурными по столовой. Им нужно было расставлять тарелки и иногда чистить картошку. А здесь всё иначе. По столовой бегают официантки. Вожатые наливают малышам суп и раскладывают по тарелкам вторые блюда. Здесь, в лагере «Горное солнце», для постояльцев делают «шведский стол». Хочешь – конфеты ешь, хочешь – котлеты. Хотя наши ожидания не оправдались. Девчонки и мальчишки не только пряники с булочками «трескали», а с большим удовольствием «наворачивали» макароны и картошку с мясом.
«АЙПАДНИКИ» И «ГОРНОЕ СОЛНЦЕ»
Да и как не захотеть есть после танцев, футбола и бассейна? Тем более, что между подвижными играми и подготовкой к очередному мероприятию не так много времени. Собственно этого и добиваются многочисленные воспитатели, педагоги и вожатые. Они считают, что детей обязательно нужно чем-то занимать.
– Недавно я ездил в «Артек» по обмену опытом. И решил, что у нас лучше, – рассказал старший вожатый лагеря «Горное солнце» Расул Али-Оглы. – Питание у нас разнообразней, программа интересней. Всё то, что делают в «Артеке», для нас уже пройденный этап.
– Вы уже в такие игры не играете?
– У нас игры более современные. Мы делаем свои «Х– факторы», передачи «Один в один», флэшмобы.
– А как же ночи? Зубной пастой теперь друг друга не мажут?
– Среди детей очень много аллергиков. Мы по-другому проводим с ними королевские ночи. Жарим сосиски, картошку печём, поём песни под гитару.
– Обижают друг друга?
– Дети всегда друг друга обижают. Но вожатые вовремя проводят разъяснительную работу. Прежде чем ребят принять, я два часа рассказываю вожатым, что такое дети и как с ними работать.
– Слышала, что в России в одном детском лагере среди вожатых выявили педофила.
– Даже в «Артеке» был педофил. Мне об этом рассказали руководители лагеря. У нас таких случаев не было.
– В карты во время тихого часа вожатые не играют, коньяк по ночам не пьют?
– Нет. Что вы? Какой коньяк? У нас не тот лагерь. К нам из России детей привозят. В прошлом году у нас были американцы: Миша и Маша. Им по 14 лет. В 2011 году дочь генерального директора «Procter & Gamble» отдыхала у нас. Как вы думаете, привезли бы этих детей в лагерь с плохой репутацией?
– А были ли в вашей практике особенные дети? Такие, как Иночкин из фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещён»?
– Таких не было. Был мальчик, которого ничего не интересовало. Ему нужен был только iPad или iPhone. Мы его убеждали, старались хоть чем-то завлечь. Под конец сезона он у нас танцевал…
Учитель танцев возится здесь буквально с каждым ребёнком. Немудрено, что дети-айпадники начинают двигаться под музыку. Впечатлил нас и крытый бассейн с тёплой водой (термометр показывал 30 градусов). Там по всему периметру стояли медики и вожатые. А с ребятами занимался опытный тренер по водному поло. В лагере два футбольных поля. И заслуженный учитель по физкультуре проводит там с детьми спортчасы. Территория лагеря огромная – 73 га. И по нескольку раз в день дети проходят с одного края лагеря до другого: то на танцы, то на соревнования.
Навстречу нам – группа ребят с разрисованными краской щеками, спросили:
– Вы из какого отряда?
– Мы «крепкие орешки», – с гордостью заявил один из пацанов.
За десятидневный отдых каждого такого «крепкого орешка», «сверчка» или «искорки» родители выкладывают по 60 000 тенге. А в лагере их 400 человек.
НА ДЕТЯХ НЕ ЗАРАБОТАЕШЬ
– У нас всё на самоокупаемости. Чтобы путёвки были дешевле, нам нужны скидки на продукты, электроэнергию и воду. У нас бассейн, причём с подогревом, – объяснила начальник лагеря Людмила Волошинович.
– А как вы подбираете вожатых?
– Делаем заявку в педколледжи. В мае проводим семинар-тренинг, затем отбираем воспитателей и вожатых. У нас уже есть своя база воспитателей. Обязательно смотрим на то, как работает человек. Требуем справку о несудимости. С прошлого года в Трудовом кодексе прописано, что люди, которые работают с детьми, должны предоставлять такие справки.
– Как-то мы собирали студентов для работы вожатыми в КазНПУ, – поддержала наш разговор заместитель председателя Алматинского союза профсоюзов Клара Летникова. – Один молодой человек подошёл ко мне и говорит: «Возьмите меня на работу в лагерь. Только вместе с моей невестой». Спрашиваю: «И чем вы там будете заниматься?». В лагере нужно работать 25 часов в сутки: на час позже ложиться и раньше вставать.
– Это действительно так, – подтвердила Людмила Юрьевна. – У вожатых даже сотовые телефоны существуют только для того, чтобы на них звонили родители лагерных детей. Вожатым приходится забывать о своих мамах и папах.
– Стоимость путёвки довольно высокая. Какая у вас заполняемость лагеря?
– Июль у нас забит полностью, на август ещё есть немного путёвок. Иногда мест не хватает. Но на раскладушки мы не можем положить детей.
– А вообще насколько сложно создать свой детский оздоровительный лагерь?
– На первый взгляд кажется, что это дело – прибыльное, – объяснила Клара Артёмовна. – Ко мне приходят люди, спрашивают: «Где есть пустые, свободные лагеря, которые можно привести в порядок?». Говорят, что хотят на этом заработать. Но на детях не разбогатеешь. Сделают путёвки дорогими – не будет заполняемости лагеря. Дешёвыми – не окупятся. Должна быть золотая середина. К тому же это очень ответственно. Приходили предприниматели, у которых большая вилла в горах. Говорили, что могут принять 25 человек. Но кроме этого нужно разрешение санэпидемстанции, сдача анализов воды, оценка окружающей местности. Необходимо провести трёхкратную обработку от грызунов. Все сотрудники должны иметь медицинские книжки. Продукты питания должны быть сертифицированы. Пожарные, эмчеэсники должны всё проверить. И окончательное решение принимает управление образования района.
До 2012 года все лагеря должны были иметь и лицензии. Но по просьбе малого и среднего бизнеса нас от этого освободили. Теперь они сталкиваются с другой проблемой. В Налоговом кодексе есть статья, по которой предприятия образования освобождаются от НДС при наличии лицензии. А раз таковых нет, то мы на каждую путёвку должны начислять 12%. Я всегда говорю, что государство от этого богаче не станет, но отдельно взятая семья обеднеет. Богатые люди редко везут своих детей в лагерь. Им подавай Турцию и Мальдивы. Говорят: «Дети нашего круга должны расти в особых условиях. Если узнают, что я отправил в простой лагерь своего ребёнка, мой имидж упадёт». В основном здесь отдыхает средний класс.
– А бывает, что путёвки, предназначенные малоимущим, попадают не в те руки?
– У нас есть трёхстороннее соглашение, заключённое союзом профсоюзов, Алматинским и областным акиматом. Каждый год власть выделяет средства на оздоровление детей. В этом году – 180 млн тенге. Управление образования распределяет эти деньги по районам и школам. В прошлом году организаторы детского отдыха жаловались, что акимат и прокуратура требуют слишком много справок. Первое время, откровенно говоря, путёвки доставались не тем детям. Как-то в одном лагере мальчишка набедокурил. Спрашиваю: «Как твоя фамилия?» Так он полез в карман, вытащил бумажку, где была записана фамилия. Он даже не старался её запомнить. Просто записывали одних детей, а фактически ездили другие. Но в последнее время прокуратура пресекает такие случаи. Звонят родителям, интересуются…
«СВИЗИСТ» НА СВЯЗИ С РОДИТЕЛЯМИ
В лагерь «Связист» путёвки стоят чуть дешевле (4400–4500 тенге в сутки). Но занимаются с детьми здесь не меньше. И ребятишки сюда приезжают из различных регионов Казахстана.
– У нас много ребят из Астаны. Привозят детей из Москвы и даже из Китая. Просто их родители когда-то здесь жили, хорошо знают наш лагерь, – рассказывает координатор лагеря Тамара Глазкова.
Ребятишки встречали нас зажигательными танцами и костюмированными представлениями. Воспитатели показали нам уникальную библиотеку в рамках проекта UNI, спонсируемого американской организацией StreetLabInc. Оказывается, там не только книжки читают, но и устраивают конкурсы, рисуют, говорят на английском. В «Связисте» дети с удовольствием бегут в бассейн. Когда мы туда заглянули, малыши выполняли нехитрые упражнения в воде: прыгали, двигали руками и ногами. Визг, плеск, бульканье…
– А ещё у нас устраивают театрализованные представления, – похвасталась старшая воспитательница Светлана Исакова. – Сценарии дети пишут сами. И темы поднимают уже взрослые: о добре и зле, о взаимоотношениях с родителями. Этому вопросу мы вообще уделяем большое внимание. Спрашиваем у ребят: «Кто-нибудь из вас сможет на глазах у 500 человек позвонить маме и сказать: «Я люблю тебя. Прости меня»?». Когда находятся такие смельчаки, мы звоним их родителям, просим потихонечку приехать в лагерь, так чтобы дети об этом не знали. И в ответ на своё признание дети тоже слышат добрые слова…
Здесь приучают детей мыслить творчески, креативно. У ребят даже есть свой лагерный маслихат. Чтобы не было межвозрастных конфликтов, за старшими ребятами обязательно прикрепляют отряд малышей-наставников.
– Когда взрослые выступают на сцене, а отряд малышей, к примеру, «семицветиков» кричит: «Напарники, давайте! Мы вас любим», это очень подстёгивает. Зато когда после «семицветиков» остался мусор, напарники без разговоров его убирали, – рассказала Светлана Евгеньевна.
Лагерь юридически оформлен, как ИП. Его директор Сабит Ахметов каждый год снимает помещения и земли в аренду на три летних месяца.
– Сложность в том, что мы даже не знаем, сдадут ли нам эту территорию в аренду в следующем году, – поделилась с нами Тамара Глазкова. – И так во многих лагерях. Заработать на этом невозможно. Насколько мне известно, пока ещё ни один олигарх не открыл детский лагерь. Только Еркин Калиев пытался что-то сделать. Детский отдых, по сути, никому не нужен. А раньше все лучшие места отдавали под детские лагеря. Сейчас путёвка в санаторий стоит 8200 тенге в сутки, мы берём 4400 тенге. Здесь нет лечения, но в санатории так не занимаются с отдыхающими. А педколлективу нужно платить. У нас работают 60 взрослых воспитателей, 30 старшеклассников. Нищенское состояние наших лагерей связано с тем, что путёвку дороже сделать никак нельзя. Родители не в состоянии будут её купить. И ремонт, развитие лагеря – в это тоже надо вкладывать деньги. Вот вчера один папаша приходил. У него дома у каждого ребёнка отдельная комната и джакузи. А у нас туалет на этаже. Вот почему наш лагерь называется «Связист»? Здесь обычно отдыхают дети работников связи. По условиям коллективных договоров нацкомпании выделяют деньги на удешевление путёвки. И стоимость путёвки состоит из трёх частей: одну оплачивает работодатель, вторую – профсоюзный комитет, третью – родители. Выходит, что члены профсоюзов могут получить путёвки с пятидесятипроцентной скидкой. Хоть какой-то бонус для родителей…
«АЛЬТАИР» И ОСОБАЯ АУРА
Как бы ни говорили, что создание лагеря – дело хлопотное и затратное, есть предприниматели, которые всё же за него берутся. Например, бизнесмен Адильтай Алишев создал «рай для детей» на базе бывшего Первомайского картофелеводческого хозяйства. Здесь появились четыре новеньких корпуса, столовая, бассейн с горкой, футбольное поле. В «Альтаире» (так предприниматель назвал своё творение) ребятишки осваивают навыки верховой езды, иногда «рассекают» по лагерю на квадрациклах. Всё это, конечно, под чутким руководством инструкторов.
– Мои друзья в своё время работали в лагере «Даулет», – рассказал нам Адильтай Исупжанович. – Как-то они пригласили меня в гости, и я ощутил эту особую ауру детского лагеря. Мне очень понравилось, и я дал себе слово, что сделаю для своих односельчан что-то похожее. Сначала отремонтировал корпуса, построил бассейн. Потом каждый год вкладывал туда деньги.
– Вы окупили свои затраты?
– Конечно, нет. Человек должен строить бизнес так, чтобы это было ему по душе. У меня есть свои автомойки и гостиничные комплексы в Алматы. Но такого удовольствия я там не получаю, как от лагеря. За счёт доходов от автомоек и был построен «Альтаир». И всё своё время я провожу именно здесь. Когда мы открывали лагерь, ни один человек меня не поддержал. Говорили, что дети к нам не приедут. Но ребятишки приезжают.
Стоимость путёвки в «Альтаир» на 12 дней составляет 70 000 тенге. Но некоторых детей Адильтай Алишев принимает бесплатно.
– В позапрошлом году он дал мне 50 бесплатных путёвок. 30 из них я отдала детскому дому, остальные – комиссии по делам несовершеннолетних, – рассказала Клара Летникова. – В прошлом году 50 бесплатных путёвок он передал управлению образования города.
– Первый год, когда мы только открыли лагерь, детей не было. Оказалось, что крупные компании заключили договоры с лагерями ещё зимой. Тогда мы решили пригласить 120 детей из детского дома. И получили огромное удовольствие. Теперь в конце третьего сезона всегда принимаем таких деток бесплатно. Деньги – это не самое главное…