Многим казахстанцам, особенно мужчинам, пенсия не светит. Во всяком случае упрямая статистика безапелляционно утверждает, что средняя продолжительность жизни сильной половины в нашей стране – 60 лет. А на пенсию, как известно, им можно выйти только в 63 года… Депутаты не раз возмущались такой несправедливостью, но Министерство труда, судя по ответу «Мегаполису», так не считает. А вот премьер-министр обещал подумать…

Во время своей недавней поездки в Карагандинскую область Карим Масимов взял на заметку вопрос о снижении пенсионного возраста шахтеров. Как известно, их средняя продолжительность жизни порой не дотягивает и до 50-ти, уже после сорока они вырабатывают свой ресурс физических сил.

– Я эту проблему беру на свое рассмотрение, – сказал Карим Масимов в ответ на обращение председателя профсоюза угольщиков «Коргау» Марата Миргоязова снизить пенсионный возраст шахтеров до 50 лет. – Обещать сегодня я не могу ничего, если я пообещаю, я должен выполнить. Это вопрос не одного года. Но проблемы угольщиков я буду контролировать постоянно.

Помнится, еще два года назад депутат Амангельды Айталы обращался к министру труда и социальной защиты Гульжане Карагусовой:

– Я не могу с вашей программой выступать перед шахтерами! Потому что у них очень низкая продолжительность жизни. Кому мы будем выплачивать эту базовую пенсию? Они редко доживают до шестидесяти. Поэтому надо хотя бы для таких категорий людей снизить пенсионный возраст. Что мне им ответить?

– Согласно статданным, средняя продолжительность жизни по Казахстану – 59,7, женщин – 67 лет, – вторил ему депутат Тито Сыздыков. – Женщины доживают до пенсии, мужчины не доживают.

– То, что вы говорите – многие не доживают. Это жизнь – кто на это может ответить? – отвечала тогда Гульжана Карагусова.

Между тем те же статистики поднимают еще одну проблему – мужской сверхсмертности в Казахстане. Разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин увеличился с 9,5 года в 1990 году до 11,5 года в 1995 году. Этот разрыв не сократился и к 2006 году, намного превышая «естественное» различие в ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) женщин и мужчин – пять лет, учитываемое ПРООН при расчетах индекса ОПЖ. К примеру, в 2005 году продолжительность жизни казахстанских женщин составила 71,8, а вот мужчин – всего 60,3…

Несмотря на это, Казахстан стал первым государством в СНГ, повысившим пенсионный возраст для основной массы трудящихся – с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 лет для женщин. На те же три года был повышен пенсионный возраст и для тех категорий трудящихся, которые сохранили право на досрочный выход на пенсию из-за вредных или тяжёлых условий труда. Чем руководствовались чиновники, увеличивая пенсионный ценз?

– Это связано в первую очередь с демографической обстановкой, – пишет в ответе на запрос «Мегаполиса» и.о. директора департамента пенсионного и социального обеспечения Минтруда Тохсеитова. – В Казахстане так же, как и в других странах, наблюдается тенденция старения населения. При этом старение населения не подразумевает низкую продолжительность жизни, а характеризуется увеличением числа пожилых людей в общей массе населения страны. В таких условиях соотношение работающих и уплачивающих налоги и получателей пенсий изменится в сторону увеличения солидарной нагрузки занятых.

По словам руководителя департамента, «если принять во внимание, что основными плательщиками налогов является отнюдь не всё занятое население, а в основном работающие по найму, то в Казахстане на каждого пенсионера и получателя социальных выплат приходятся 1,4 работающих по найму». Тогда как ранее соотношение получателей пенсий к работающему населению составляло один к трем.

– Снижение пенсионного возраста приведет к сокращению периода формирования пенсионных накоплений, следовательно, пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов будут низкими и не смогут обеспечить адекватные суммы выплат, – приводят еще один довод в Минтруда, имея в виду переход Казахстана от государственной (распределительной) системы пенсионного обеспечения к накопительной.

Поэтому в министерстве уверены, что показатели пенсионного возраста, рассчитанные с учетом данных статистики, установлены обоснованно. А на вопрос «Мегаполиса», намерены ли они снижать пенсионный возраст шахтеров, в департаменте так и не ответили, прозрачно намекнув, что, дескать, работающие во вредных условиях и так получают спецпособия, еще не выйдя на пенсию: мужчины – в 53 года, женщины – в 48 лет.

Тогда мы задали вопрос по-другому: в России пенсионный ценз остался на прежнем уровне, как и в советское время, – 60 лет для мужчин и 55 – для женщин. Почему Казахстан поторопился?

– По оценкам Пенсионного фонда России, сейчас на одного пенсионера в этой стране приходится 1,5-1,6 работающего, – ответили «Мегаполису» в Минтруда. – Однако наблюдается явная тенденция к уменьшению этого соотношения. С учетом этого в настоящее время в России также обсуждается вопрос повышения пенсионного возраста. Сейчас пенсионный возраст составляет 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин, в будущем же планируется его увеличение на пять лет.

Однако заметим, что сам глава Пенсионного фонда России Геннадий Батанов сказал в одном из интервью в 2004 году: «Повышение пенсионного возраста пока не предвидится. Для нашей страны я считаю такую меру преждевременной, так как это очень сложное политическое решение».

Итак основной упор сторонники сохранения существующего пенсионного возраста делают на нехватку средств в бюджете. Помнится, еще экс-глава Нацбанка Григорий Марченко заявлял как-то, что в случае снижения пенсионного возраста в течение десяти ближайших лет государству предстоит дополнительно потратить порядка 150-160 млрд тенге, или около 1 млрд долларов США. «Где взять эти деньги, совершенно не понятно», – разводил руками Марченко в 2001 году. Но с того времени не один чиновник говорил об улучшении благосостояния страны. Значит, деньги есть?