На экскурсию к святому кузнецу
Необычное прозвище дал ему сам Аблай хан, а впоследствии сделал его своим советником и лекарем казахской армии. Слава о нем разошлась не только по всему Казахстану, но и за рубежом. И даже после смерти в течение вот уже трех веков к нему едут за исцелением… Для любителей истории и интересных мест в окрестностях озера Балхаш есть что показать. Это и легендарное озеро…Для любителей истории и интересных мест в окрестностях озера Балхаш есть что показать. Это и легендарное озеро с недвусмысленным названием Рай, богатое минеральными солями и по своему составу схожее со знаменитым Мертвым морем, и музей известного композитора Мукана Тулебаева, в честь которого в Алматы названа улица, и загадочный колодец Кода, и родина отца автомата Калашникова – станция Матай. А еще в 32 километрах от Балхаша (или в 26 км от станции Лепсы) находится могила святого Жаланаш-аулие. Такое прозвище дал ему сам Аблай хан, увидевший лекаря за его основной работой – в кузнечной мастерской.
«Аулие» в переводе с казахского означает «святой», «жаланаш» – «голый». Именно таким, полуголым, как и все кузнецы за работой, предстал этот человек перед ханом, когда тот приехал посмотреть на того, о котором в народе давно говорили как о последней инстанции в лечении, казалось бы, безнадежных больных. Так было, к примеру, с младенцем, родившимся без заднего прохода. Долго ходили по лекарям, никто не смог помочь. Когда, наконец, принесли его, умирающего, к Жаланаш-аулие, тот приказал зарезать барана, после взял ребро животного с хрящиком на конце и прорезал им отверстие в заднем проходе малыша. Говорят, именно на кости не бывает никаких инфекций, поэтому во время этой операции не произошло и заражения маленького пациента. С тех пор к святому «привязалось» еще одно полушутливое прозвище Котен тауiп («котен» с казахского переводится как «попа», «тауiп» – знахарь, лекарь).
– Летом к нему на исцеление приезжали каждый месяц по 300-400 человек со всего Казахстана, – рассказывает ширакши (хранитель) могилы святого Даулетбек Карибжанов. – Но он еще при жизни говорил, что после его смерти к нему будут приезжать еще больше людей.
Даулетбек Рысбекович здесь с 1996 года, рассказывает, что раньше работал в правоохранительных органах, но однажды жизнь его круто изменилась…
– Как-то мне приснился Жаланаш-аулие, кстати, он мой прадедушка, сказал: «Басыма кел» («буквально «Приди к моему изголовью». – Ред.), будь моим хранителем. Я оставил работу, окончил шестимесячные курсы в медресе и приехал сюда.
За эти десять лет работы здесь, говорит ширакши, ни одно лето не проходило без гостей. Приезжают не только со всего Казахстана, но даже из далекой Украины, России – это дети бывших казахстанцев, когда-то уехавших из этих мест, но знающих о Жаланаш-аулие. «Я сам, подростком, видел, как здесь ночевал Кунаев, другие большие люди», – добавляет Даулетбек Карибжанов.
– Дух деда помогает излечить, к примеру, заболевания нервной системы, родить ребенка бесплодным женщинам, – рассказывает ширакши, – вот в прошлом году приезжали две такие, знаю, что у одной из них в этом году появился малыш. Приезжали в 2006-м и три семьи из Украины, жили здесь целую неделю, один из пациентов жаловался на бессонницу, которая мучила его на протяжении 15 лет.
– Чтобы получить исцеление, нужно обязательно переночевать у могилы деда хотя бы одну ночь, – продолжает Даулетбек Рысбекович. – Святой придет к вам во сне, или же вам привидятся какие-то сны-знаки… Хочу добавить, что мы не приемлем здесь никакого шаманства, а то приезжали сюда такие, пытались какие-то свои обряды провести, но я им сразу сказал, что такого здесь не было и не будет. Дар исцелять людей дан моему дедушке Аллахом, он слуга божий.
13 лет назад, в 1994 году, когда справляли 300-летний юбилей Жаланаш-аулие, у могилы святого построили мавзолей. На камне у входа в него выгравированы не только полное имя и краткое происхождение святого лекаря (а он из племени найман рода Садыр, родился на берегу Сырдарьи предположительно в 1694 году), но и даны ФИО всех известных ширакши, охраняющих его могилу с 1934 года. Сведений о более ранних хранителях нет, как нет и подробной автобиографии святого дедушки. «Основной архив увезли в Китай его потомки, спасаясь от голода и репрессий 30-х годов прошлого века, – говорит Даулетбек Карибжанов. – Известно, что в 13 лет он окончил медресе, именно в этом возрасте ему привиделся какой-то дедушка, спросил: «Кем будешь – кузнецом или святым?» Мальчик выбрал первое. Дедушка подарил ему маленькую наковальню и – исчез. С тех пор подросток помогал аульчанам, «ковал» посуду и другие необходимые в быту мелочи, однако у него появились и необычные способности: прочтет молитву, приложит руку к больному месту, и боль утихает. Повзрослев, лекарь не зазнался, жил скромно и помогал всем людям, в том числе лечил воинов Аблай хана. К нему приезжали даже из Китая и Турции. Жаланаш-аулие прожил больше ста лет. Три века прошло, как он умер, а до сих пор помогает, даже на том свете»…
Все гости, приезжающие сюда, вначале идут на своеобразный поклон к святому, у его могилы вместе с ширакши читают молитву, бросают горсть земли, а из помещения выходят, не отворачивая лица, задом, показывая таким образом почтение к духу Аулие-аты. Те, кто покажет неуважительное отношение, может сам поплатиться за это. Так, недавно к могиле святого забрел ночью пьяный мужичок, да так и заснул здесь. Наутро он не пришел в себя, говорят, сошел с ума… А добрым гостям здесь всегда рады, особенно много посетителей летом, они едут сюда до поздней осени: всех встретит ширакши, объяснит, что и как делать тем, кто приехал за исцелением, а перед отъездом обязательно предложит угоститься со стола – «нан ауыз тию», то есть «взять хоть кусочек хлеба» со стола святого…