Амбициозный и значимый для страны проект завершила национальная компания «Казахстан темир жолы»: в канун Дня железнодорожника железнодорожники стратегически важного маршрута Жетыген – Коргас получили 565 квартир.

– Люди – главное богатство железной дороги, – сказал на торжественной церемонии вручения ключей Асхат Акчурин, вице-президент по управлению персоналом и социальным вопросам АО НК «Казахстан темир жолы». По его убеждению, качественная работа возможна лишь тогда, когда у человека решены все бытовые проблемы. – Теперь я уверен, что коллектив дороги Жетыген – Коргас станет надёжной опорой отрасли, и компания может быть спокойна за вверенный вам участок работы.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

500 км – на такое расстояние сократит магистраль Жетыген – Коргас расстояние железнодорожных грузопассажирских перевозок в Китай и далее на перспективные рынки азиатского континента.

5,6 млн тонн – таков планируемый ежегодный объём перевозок магистрали. Это в 11 раз больше объёма, провозимого автотранспортом через Коргас.

293 км – общая протяжённость линии Жетыген – Коргас.

А работы предстоит много: в ближайшем будущем Жетыген – Коргас обещает изменить к лучшему жизнь не только юго-восточного региона Казахстана, но и страны в целом. У этой магистрали – особое стратегическое значение, потому любые инвестиции в неё оправданы. Это значимый фрагмент мозаики под названием «процветающий Казахстан».

ДОРОЖНАЯ МОЗАИКА

Казахстан в мозаике планеты – не только страна с богатыми нефтегазовыми ресурсами. В условиях растущего переноса производства в страны юго-восточной Азии и Китай, постоянно и стремительно растущий экспорт из этого региона в Европу и Россию дают уникальную возможность для страны: создавая и развивая транспортную инфраструктуру, Казахстан включается в мировую экономику как один из важнейших операторов транспортных потоков. Географическое положение страны играет на руку казахстанцам – нужно лишь правильно использовать этот ресурс для развития.

Айдана Байбекова получила направление в Алаколь и квартиру сразу после окончания университета.

Железная дорога Жетыген – Коргас – важная составляющая в решении этой задачи. Сегодняшняя нагрузка на ворота в Китай – Коргас и Достык – постоянно растёт. Кроме того, только Достык соединяет наши страны железной дорогой, которая позволяет пропускать по-настоящему большие грузы. Стало быть, вопрос строительства ещё одной железнодорожной магистрали в Китай – вопрос реального увеличения объёма грузопотока, ключ к повышению качества работы, увеличению пропускной способности этих станций. Проект строительства этой дороги был разработан и реализован в рамках госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития.

– Сегодня дорога Жетыген – Коргас полностью подготовлена к эксплуатации, а до конца года она начнёт свою работу, – сообщил Асхат Акчурин на брифинге сразу после посещения новостроек в посёлке Нуркент, близ готовящейся к открытию станции Алтынколь. – Очевидно, что на сегодняшний день Китай для нас стратегический партнёр. Но станция Достык, одна из ключевых в сообщении с этим соседом, серьёзно загружена. Потому главой государства было принято решение о строительстве новой ветки. Необходимость созревала давно, а сейчас появились возможности её реализовать на должном уровне. Все работы по проекту были выполнены качественно и в срок. Созданы новые рабочие места, построены объекты социального значения: школы, детсады, амбулатория. Для нашей компании важно, чтобы работники могли качественно исполнять производственные задания и одновременно не испытывали каких-либо социальных проблем.

СТАРТ

Официальное открытие дороги Жетыген – Коргас состоялось 9 декабря 2011 года в ходе общенационального телемоста с участием главы государства «Сильный Казахстан построим вместе!». Старт строительству дороги был дан президентом 3 августа 2009 года. Чуть больше, чем за два года была построена основная магистраль, а в эти дни АО НК «Казахстан темир жолы» завершило создание социальной инфраструктуры: на разных станциях магистрали, где будут трудиться 2 055 железнодорожников, одновременно справили новоселье сразу несколько сотен человек. Таким образом, железнодорожная линия Жетыген – Коргас стала не только крупнейшим производственным объектом, построенным в Казахстане за годы суверенитета, но и объектом большой социальной значимости, труженики которого будут жить в условиях, не уступающих уровню жизни в крупных городах.

РОСТКИ НОВЫХ ГОРОДОВ

Ключи от квартиры – блестящий подарок, однако компания «Казахстан темир жолы» на этом не остановилась: все 565 квартир полностью меблированы, оснащены бытовой техникой, есть и посуда, ковры. Иными словами, быт новосёлов устроен полностью: заходи, живи, работой. Суммарный бюджет этого проекта составил 260 млн тенге.

– Это суммарная цифра, – пояснил Асхат Акчурин. – Здесь учтён весь социальный фонд: и дома, и меблировка, и строительство школ с детскими садами…

Фактически компания «Казахстан темир жолы» не просто построила новые квартиры – создала зачатки новых городов. Хороший посёлок – это ведь не только дома жителей, но и школы, больницы. И благодаря этим факторам наверняка каждый из этих новых посёлков станет центром притяжения для жителей близлежащих сёл.

ЦИФРЫ И ДЕТАЛИ

Новый железнодорожный маршрут Жетыген – Коргас может увеличить товарооборот с Китаем в несколько раз.

Всего было сдано 565 благоустроенных квартир, из которых 406 предназначены для железнодорожников, 162 – для сотрудников госорганов. Строительство посёлков было начато в 2009–2010 годах. Новостройки можно разделить на две группы: двухквартирные частные дома, где к каждой квартире прилагается большой земельный участок, собственная котельная, и трехэтажные многоквартирные дома.

Самым крупным социальным объектом новой дороги стал посёлок Нуркент: помимо квартир здесь было сдано в эксплуатацию несколько объектов социальной инфраструктуры. Общеобразовательная школа на 600 учащихся, детский сад на 240 мест, семейно-врачебная амбулатория, комбинат бытового обслуживания, столовая, баня, пожарное депо и другие объекты социального значения.

Вторая по масштабу строительства станция Таскарасу. Здесь также были построены новая школа на 120 учеников и медицинский пункт.

ШЕЛЕК: БУДЕМ ЖИТЬ!

Детский визг и веселье – верный признак праздника. Наш визит в Шелек начался именно под этот аккомпанемент: в одном из строений мелюзга по-своему обживала новенький дом, нарезая круги по пока пустым комнатам, наполняя дом самым главным – неподдельной радостью.

– Тут хорошо! – резюмирует свой настрой по поводу новоселья серьёзный папа резвящихся малышей. Он не особо настроен на разговор – много работы: надо разгрузить машину с вещами. – Дом есть, будем детей растить, чуть позже гараж будем ставить…

Примерно такой настрой здесь у всех новосёлов:

– Мне раньше приходилось квартиру снимать, пока работала на Актогайской ветке железной дороги, – говорит молодая мама Сауле. – А здесь сразу – дом!..

Практически у всех новосёлов Шелека – схожие впечатления и истории:

– На железной дороге работаю 7 лет, – рассказывает Нурмухамбет Сабеков, начальник РЭС станции Шелек. – Отучился в Алматы, в Казахской академии транспорта и коммуникаций, потом работал в Астане, в Алматы, в регионах… Везде по-разному устраивались: где в общежитии, где квартиру снимали. О доме, как здесь, и мечтать не могли! Говорят, в будущем тут ещё дома построят, наш посёлок разрастётся…

Место для посёлка железнодорожников действительно выбрано с перспективой. До самого Шелека здесь около километра по трассе – посёлок спланировали с запасом на будущее.

ТАСКАРАСУ

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"
Распределение домов и квартир по станциям
СтанцияЧисло квартир
Жетыген12 квартир (в 6-ти двухквартирных жилых домах)
Шелек44 квартиры (в 22-х двухквартирных домах)
Таскарасу22 квартиры (в 11-ти двухквартирных домах)
Нуркент467 квартир (в 28-ми трехэтажных домах  и 40 двухквартирных домах)

Эта небольшая станция на железнодорожной ветке на первый взгляд не представляет ничего примечательного: поблизости лишь птицефабрика и посёлок Рахат в 3000 человек, где основная работа – сельское хозяйство и животноводство. Но для всех этих людей железная дорога – путь к лучшему будущему:

– У нас здесь будет 170 рабочих мест, из них только 22 человека – специалисты, которых отбирали по всему Казахстану, – говорит Нурлан Нугманов, исполняющий обязанности начальника станции Таскарасу. Руководитель убеждён, что его пусть и небольшой коллектив заметно изменит жизнь в посёлке. – Остальных будем набирать из местных жителей, поделимся опытом, научим…

– Основная магистраль построена, но первое сообщение по ней пойдёт только к концу года. Чем сейчас будете заниматься?

– Сегодня много работы по сдаче в эксплуатацию подъездных путей, тупиков… Нюансов по строительству много, готова ведь именно магистраль для транзитных поездов, а инфраструктуру мы как раз полируем. Вот птицефабрика неподалёку – уверен, станут нашими постоянными клиентами, и с ними нужно проработать все вопросы по транспортировке грузов.

СТАВКА НА ОПЫТ И МОЛОДОСТЬ

Свой собственный опыт Нурлан набирает с 2005 года, его послужной список – хорошая иллюстрация к фразе «молодой специалист»:

– В 2005-м закончил Казахскую академию транспорта и коммуникаций, пошёл на частную железную дорогу корпорации «Казахмыс» в Жезказгане. Затем на вокзал Алматы-1 приёмщиком поездов – следил за сохранностью вагонов после каждого рейса. Затем – вокзал Алматы-2, дежурный по станции, после перевёлся в Узунагач – уже начальником станции 4 класса. И теперь вот сюда…

Самая большая семья среди новосёлов – Кошигуловы, 6 детей.

Впрочем, остальной коллектив станции не соответствует категории «молодых специалистов» – в большинстве это люди со стажем работы и семьёй.

– Наш рекордсмен – ремонтник Кошигулов, у него 6 детей, – рассказывает о своём коллективе Нурлан Нугманов. – Перевёлся сюда с Аягозской дистанции, где проработал 4 года. Вообще железнодорожники у нас тут со всего Казахстана – и с юга, и с севера. Отбирали по опыту, знаниям, стажу работы, поощрениям, умениям – за каждую из этих категорий начисляли баллы, в итоге самые-самые и попали сюда, получив при этом благоустроенные квартиры. Согласитесь, это серьёзная привилегия: дом с обстановкой, особенно когда у тебя семья с детьми на плечах…

– Понимаете, надо не менее 5 лет проработать на железной дороге, – объясняет формулу подбора персонала на все станции участка Жетыген – Коргас главный менеджер департамента внутреннего протокола и связи с общественностью «Казахстан темир жолы» Алма Саулебаева. – Новые проекты всегда трудно открывать, потому здесь нужны квалифицированные кадры. Когда новичок приходит на стабильно работающую станцию, ему проще – там есть опытные люди, старшее поколение, которое поможет набраться практического опыта, тебя натаскают, помогут, и ты втянешься. А вот на новых проектах нужно делать ставку на привлечение в первую очередь опытных людей. Таковых и собирали со всего Казахстана – тех, кто отлично зарекомендовал себя на прежнем месте работы. В то же время важно, чтобы эти люди были готовы учиться, воспринимать новое – потому добавили в отбор фактор возраста, привлекли на этот участок работы и определённую долю молодёжи с профильного вуза, Казахской академии транспорта и коммуникаций. 100 человек оттуда взяли – это большое подспорье для вуза в вопросе трудоустройства выпускников.

ДЕТСКИЙ ФАКТОР

Новосёлам предоставили не только квартиры, но и полную меблировку и бытовую технику.

То, что дорога изменит жизнь посёлка Рахат уже в ближайшем будущем – факт. И дело не только в рабочих местах. Сегодня в посёлке работает лишь дошкольное учреждение, где ведётся и начальное среднее образование, до 4-го класса. Но теперь, вместе с посёлком железнодорожников, здесь возводится совершенно новая школа, которая заработает уже в этом году – так что школьный год детвора встретит в новом здании. Появится здесь и медицинская амбулатория – в общем, создаются все условия для того, чтобы люди приезжали сюда работать надолго. И это только ближайшие планы, а есть и отдалённая перспектива:

– Чуть позже построим ещё 10 домов для учителей. Затем через год-другой к школе добавим дошкольное учреждение. Населения маловато всё-таки, больше пока не потребуется.

Как и в Шилике, новосёлы вовсю обживают новые дома – моют, чистят и создают уют:

– Мужа жду, дом готовлю, – говорит женщина, натирая стёкла в доме до блеска. Увидев фотоаппарат, расплывается в улыбке, которая сверкает ярче полированных стёкол. Почти сразу её голос срывается на довольный крик: – Вы знаете, мы так рады, так рады, что попали сюда! Завтра ключи дают, муж приезжает, будем жить тут, даст Бог, детей родим!

ДОРОГИ БУДУЩЕГО

565 квартир, 2 школы, детсад, несколько социальных объектов – такую инфраструктуру создала АО НК КТЖ для своих работников на трассе Жетыген –Коргас.

Жетыген – Коргас – принципиально новая дорога для Казахстана. Дело не только в стратегической значимости маршрута, но и в его инновационности. Например, здесь учтены последние на сегодняшний день достижения в области повышения эффективности работы железнодорожного транспорта. Станция Алтынколь, завершающая маршрут с казахстанской стороны, представляет собой серьёзный комплекс: вокзал с особой инфраструктурой, отдельное здание для транзитных пассажиров, административное здание, служебно-бытовой корпус, столовая, гостиница со спортивным комплексом…

– Прошёлся по новому вокзалу и признаюсь – он уникальный. И даже не с точки зрения пассажира – все-таки мне с моим опытом работы важнее его инфраструктура, – рассуждает ветеран железной дороги Жамантай Тойгашинов. Начав карьеру простым рабочим, он завершил трудовую карьеру в должности заместителя министра транспорта РК. – Так вот, вижу, что логистика решена иначе, работать намного удобнее – и значит, труд будет эффективнее. Железнодорожный транспорт – это ведь многоотраслевая экономика: путевое хозяйство, организация движения поездов, электроснабжение, коммерческая работа, в конце концов. И раньше пассажирский цех работал отдельно, грузовой отдельно, и часто приходилось бегать по огромной территории, решая повседневные вопросы. Теперь же все совмещено, меньше беготни, больше работы – всё под рукой. Что очень удобно для работы, не надо бегать туда-сюда, и технология современная. Всё под рукой...

Естественно, такие инновации предъявляют и повышенные требования к персоналу:

Маленькие новосёлы Нуркента.

– Система работы теперь совсем другая, – продолжает Жамантай Тойгашинов. – Сегодня и подготовка требуется иная: нужно больше квалифицированных, грамотных кадров. Думаю, задача эта будет решаться, тем более, я увидел на новых станциях многочисленное поколение молодых, которые приехали работать после выпуска из КазАТК. Я вам скажу так: то, что мы здесь сейчас видим – это XXI век. Это даже не наша современность, это именно будущее, та инфраструктура, которая будет работать на Казахстан все ближайшие десятилетия. Это очень серьёзное достижение!

Строительство самой дороги на участке с барханами близ Жаркента потребовало от строителей нестандартных решений. На протяжении всей трассы пришлось возвести 28 мостов, самый крупный из которых через реку Или, протяжённостью в километр. Для прокладки железнодорожного полотна была создана уникальная насыпь в 22 метра высотой. Фактически это две насыпи, одна над другой: первый этаж в 12 метров, второй – в 10. Каждый укреплён в несколько этапов с помощью сетки, биоматов, а поверхность склонов была засажена кустарниками. Так что дорога Жетыген – Коргас уникальна с любой стороны.

НУРКЕНТ: ОСОБЫЙ ПОДХОД

Самая серьёзная заявка среди всех строительных проектов «Казахстан темир жолы» – посёлок Нуркент. Возведённый в 4 км от новой станции Алтынколь, которая только готовится заработать к концу года, он представляет собой небольшой городок, который почти наверняка будет расти. Расположенный неподалёку Жаркент за последнее десятилетие серьёзно преобразился – всё-таки наличие таможенного пункта, сопутствующей инфраструктуры положительно сказывается на социально-экономическом развитии города. Очевидно, что Нуркент наверняка пойдёт по этому пути.

Детвора обживает новостройки по-своему – шумными играми и весельем.

К слову, выбор места для строительства посёлка был сделан не случайно. Первоначально планировалось возвести жилые районы в непосредственной близости возле станции, но… В районном акимате предложили другой вариант – выделили 40 гектаров возле реки, чтобы люди могли здесь по-настоящему отдыхать от работы. И за полтора года на берегу Или вырос небольшой посёлок. Потому и новоселье здесь отмечали по-особому.

НОВОСЕЛЬЕ

Церемонию новоселья открыл Асхат Акчурин, вице-президент по управлению персоналом и социальным вопросам АО НК «Казахстан темир жолы». Поздравив новосёлов, гости перешли к самому приятному – вручению ключей. Правда, первый ключик оказался особенным: огромный символический ключ от Нуркента получил Даулетжан Актойгаев, начальник станции Алтынколь, которая заработает в ближайшем будущем. А затем на сцену за своими подарками поднялись железнодорожники. Самой молодой среди них оказалась Айдана Байбекова – вчерашняя студентка, буквально только что закончившая КазАТК, с трудом сдерживала эмоции:

– Я просто не верю своему везенью! – Девушка работает на станции Алтынколь электромехаником – неженская профессия оказалась вполне осознанным и зрелым выбором. – Об отборе молодых специалистов на участок Жетыген – Коргас я узнала, когда ещё училась в Казахской академии транспорта и коммуникаций. Конкурс продолжался несколько месяцев, и я его прошла, потом, после окончания академии, было несколько месяцев практического обучения здесь. Хочу тут обосноваться, делать карьеру. Знаете, это так трогает: все квартиры полностью обставлены: мебель, посуда, все мелочи продуманы… Это так приятно!

– В таком доме я и сам пожил бы, – с улыбкой заметил Асхат Акчурин. Он прошёлся по нескольким новым квартирам, где каждый хозяин торопился напоить гостей чаем среди ещё не распакованных сумок и чемоданов.

ГЛАВНЫЙ СТАРТ – ВПЕРЕДИ

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Вокзал станции Таскарасу рассчитан на приём 120 пассажиров. Накануне Дня железнодорожника в эксплуатацию сдано 11 домов (22 квартиры), в которые заселились дорожные мастера, осмотрщики путей, монтёры, ремонтники и их семьи.

Любой праздник рано или поздно завершается. В эти дни переполненные радостью новосёлы завершают обживать свои дома и квартиры – и начинают готовиться к следующему важному событию – запуску сообщения по магистрали Жетыген – Коргас.

– На сегодня строительные работы с нашей стороны уже закончены, связь налажена, электрификация проведена, инфраструктура создана. Уже произошла стыковка нашей и китайской магистралей. Теперь мы ждём, когда наши китайские партнёры завершат работы по инфраструктуре на своей территории. И в конце декабря – начале января всё заработает. Казахстан свои обязательства выполнил – и теперь впереди самое главное: старт проекта, который мы готовили несколько лет. Уверен, что отдачу почувствует вся страна и в перспективе нескольких лет дорога Жетыген – Коргас превратится в важный элемент экономического процветания страны.