Булат БАЕКЕНОВ: А через «рамку» всё равно придётся пройти...
В прошлом году работники охранных предприятий задержали и доставили в органы внутренних дел 13 671 расхитителя капиталистической собственности. Выявили на территориях вверенных им предприятий и организаций 9413 фактов нарушений Административного кодекса, раскрыли 996 преступлений. Такими показателями охранные организаций РК вносят свою лепту в экономическую безопасность страны.В то же время у меня есть подозрение, что охранников-постовых-вахтёров нет только в автобусах-троллейбусах и на собственной кухне. Какую пользу приносят нам эти люди с недоверчивым взглядом, какую экономическую выгоду? Какое слово, кроме «Пропуск!», они знают? Президент ассоциации охранных организаций РК генерал-лейтенант Булат БАЕКЕНОВ рассказал «Мегаполису» и про пользу, и про другие слова, и про многое другое.
– Булат Абдрахманович, так сколько же сегодня в стране охранников? В Интернете разные цифры гуляют: от 300 тысяч до 800 тысяч. Правда?
– Неправда. В республике официально зарегистрировано 3897 субъектов, занимающихся охранной деятельностью, со штатом в 87 483 человека. Это больше численности МВД – без учёта внутренних войск. Это выстроенная система безопасности экономики страны, настоящая индустрия её защиты. Я не беру сейчас во внимание объекты стратегических отраслей, которые находятся под охраной по специальному перечню, утверждённому постановлением правительства. Кстати, нацкомпании сегодня тоже охраняют частные охранные агентства, за исключением некоторых объектов. Но в этом году структурные охранные подразделения юридических лиц будут ликвидированы.
– Это почему?
– Чтобы не было аффилированности. Потому что тогда возможны различные нарушения законов в угоду хозяевам. Хотя депутаты внесли поправки – в порядке исключения нацкомпаниям можно создавать свои охранные подразделения.
– Кто-то пролоббировал?
– А вы как думаете, кому это выгодно? Во-о-от… Наша ассоциация является членом экспертного совета МВД и Минэкономразвития. Без нашего заключения законопроекты не могут увидеть свет. Но часто приходится сталкиваться, как бы это правильно сказать – с некомпетентностью. А есть и такое: на портрет на стенке кивают, мол, есть установка. Хотя, возможно, её и не было.
– Булат Абдрахманович, у меня впечатление, что вокруг одни охранники. Если шлагбаум – пара человек в форме. КПП – три-пять. Зачем столько? Они же ничего не производят. Какая польза от этой армии?
– У нас под охраной почти 65 тысяч объектов – это без учёта квартир. И количество охранников из года в год растёт. В 2005 году стало больше на 6650 человек. В 2006-м – на 7645, в 2007-м – на 1700, в 2009-м – на 2700…
– Это в период кризиса?!
– А в прошлом году – на 8700… Объясняю. Каждый предприниматель, как хозяин, стремится уберечь своё имущество. В том числе и квартиры. Последним тоже занимаются частные охранные организации. Сегодня на эту услугу очередь стоит!.. Вот вы упомянули кризис. А кризис, это когда предприятие останавливается, людей отправляют в отпуск. Но кто-то же должен следить, чтобы оборудование не растащили? Посмотрите – преступность растёт из года в год. И это тоже результат кризиса: если люди без работы – грабежи, кражи, разбои. А гастарбайтеры – они же домой не поедут? Там тоже работы нет. Вот они на улицах и грабят. Когда охрану квартир передали частникам, раскрываемость краж увеличилась до 65%. Но и их количество не уменьшилось! В мою бытность министром МВД раскрываемость квартирных краж была максимум 25%.
– И почему сейчас так?
– А всё просто. Я заключил с вами договор, где прописано, что по сигнализации я должен прибыть на объект в течение пяти минут. Опоздал – штраф. Если кража произошла, я, как охранная организация, должен возместить ущерб. Я из кожи буду лезть вон, чтобы не допустить кражу! Иначе чем я буду возмещать? В этом-то и смысл. Неважно – частное ли это жилище, промышленный объект или какая-то другая структура.
– Или придётся продать последние штаны, чтобы расплатиться, согласно договору, с ограбленным?
– Поэтому мы должны вовремя среагировать и принять все меры к задержанию преступника. А если преступники ничего не вынесли, но мы опоздали – штраф. Как прописано в договоре. Не важно, какой это объект. Предприниматель – не дурак. Он всё учитывает: и то, что кого-то охранник пропустил без пропуска на территорию, что заснул… За каждый промах руководитель охранной организации платит заказчику штрафы, и этих санкций много. Поэтому уровень отдачи частных охранных организаций выше, чем у государственных… Согласно опросам все предпочитают частную охрану. Не случайно Даниял Ахметов, будучи премьером, принял постановление, согласно которому особо важные объекты наряду с государственными охраняют и частные предприятия. По согласованию с органами МВД. И полиция, и частники… Вот совершили хищение на гособъекте – МВД увольняет виновных… А нам говорят – судитесь с ним. Возьмите с него, что сможете… Вы можете назвать хоть один случай, чтобы государство расплатилось в таком случае?
– Ну-у-у… Не припомню.
– Вот поэтому мы против мелких охранных организаций, у которых нет дежурных служб, своей связи на двух-трёх уровнях. Но эти мелкие, они везде демпингуют! До смешного доходит: если подсчитать за минусом налогов, на зарплату у них выходит меньше, чем установлено в среднем по стране. Около 16 тысяч тенге. Был случай в Караганде: заказчик предпочёл охранную компанию, у которой тарифы были выше. А та, у которой были ниже, подала в суд. Потому что согласно закону о госзакупках предпочтение должно отдаваться более низкому по цене предложению. Ещё до суда мы сумели доказать, что этот господин не сумеет выплачивать нормальную зарплату, установленную законом.
– А какова средняя зарплата охранника по стране?
– В нефтедобывающих областях и добывающих предприятиях – выше. В Алматы – ниже. Уровни жизни, цены – разные. И ответственность другая – там объекты другие. На одном охранник получает 40 тысяч, на другом – 70-80 тысяч. Заказчики сами порой ставят условия. И на свои деньги они требуют полный расклад – мы вынуждены чуть ли не поминутно расписывать: кто и что должен делать в тот или иной момент, какое оборудование должно быть включено – рации, телефоны… Ну и прибыль мы тоже должны включить. Почему-то на слуху, что охранные структуры деньги гребут лопатой. Ничего подобного! Рентабельность – 10%. Выше редкость.
– А в Алматы средняя зарплата у охранника?
– Точно не скажу. В среднем 400-500 тенге «посто-час». Умножайте на рабочие дни! Но, повторяю, всё зависит от условий договора с нанимателем. И ещё есть конкуренция.
– А не пора ли, Булат Абдрахманович, заменить живых охранников техникой – есть же камеры видеонаблюдения, датчики движения, прочие средства?
– Невозможно! Без человека трудно обеспечить безопасность объекта. Вот кража – как по нашим пробкам «тревожная группа» доедет? А в договоре написано про 5 минут… Мы 4 года пробивали – теперь в законе будет прописано, что «тревожные группы» оборудуют специальными жёлтыми проблесковыми маячками. Возможно, уже в мае.
– И это тоже войдёт в тариф заказчику! Затратно получается.
– Очень. Особенно, если охрана ещё и с оружием. Вот мы выступили с инициативой ликвидировать охрану юридических лиц аффилированными структурами. В ночных клубах, ресторанах. Там наркотики, проституция, драки. Местная охрана в лучшем случае выкинет драчунов на улицу и стоит, скрестив руки, наблюдая, как они друг друга убивают. Не всегда даже полицию вызовут. Потому что защищают интересы работодателя. Но теперь мы убедили: будут только наёмные охранники. Они надёжнее, чем «свои».
– А разве наёмники не могут однажды договориться с хозяевами?
– Всё возможно! Были случаи, когда охранники участвовали в кражах, когда были наводчиками. Но в прошлом году – это факт! – к уголовной ответственности было привлечено всего 16 охранников. Это из 87 тысяч. Только 8 из них – при исполнении служебных обязанностей. Это говорит о дисциплине? До 2000 года многие охранные организации были такими… м-м-м… полукриминальными. Сейчас рынок стал цивилизованным. Кому хочется лицензию потерять?..
– Хорошо. А кого берут в охранники? Посмотришь – сидят толстые мужики и тупо реагируют на движение человека: «Пропуск»!
– Люди разные. Уровень компаний – тоже. Но в законе об охранной деятельности чётко прописано: кого можно и кого нельзя принимать на такую работу. Там много жёстких пунктов. В том числе и такой: претендент должен пройти обучение в специальном учебном центре, лицензированном правительством. Их всего восемь в республике. Но и этого мало: ежегодно охранники должны проходить курсы повышения квалификации.
– Полицейские же всего раз в пять лет проходят!
– А в нашем законе так прописано!..
– Ого… Это же увеличивает стоимость ваших услуг!
– На первом этапе кандидат в охранники может обучаться за свой счёт. Потом, как решит фирма. Может оплатить. Может дать возможность оплатить переподготовку в рассрочку… Или отработать можно. Не прошёл курсы – могут уволить… Вот «Глобус» особо отличившимся оплачивает. Согласитесь, хозяин компании не обязан платить за ваше обучение. В нашем учебном центре более 20 программ по разным направлениям – там и телохранители, и охранники по специфическим обьектам…
– Сами разработали?
– Даже программу подготовки инкассаторов. Была у Нацбанка своя, но мы предложили свой вариант.
– И что ответил Григорий Александрович?
– Что наша программа его устраивает.
– Нацбанк богатый. А другие финансовые учреждения?
– Они ознакомились. Сказали: нет, это для нас дорого. И тогда мы начали разрабатывать для них особые программы. Для каждого частного случая. А что делать? У каждой конторы свой бюджет! Но мы ставим перед МВД вопрос о единой программе. Иначе смешно: деньги есть, тогда я тебя полностью готовлю. Денег нет – частично. Ерунда же…
– Булат Абдрахманович, а правда, что охранная структура забирает до 10% от зарплат работников охраняемых ею предприятий?
– Глупость! Есть договор, в котором всё оговаривается. Заказчик хочет то-то и то-то. Конечно, мы тоже должны получить какую-то прибыль. Обе стороны друг друга изучают, потом подписывают договор. Бывают разные частные случаи, которые одни выдают за творчество, а у других – просто некомпетентность. Бывает, просто от скуки что-то придумывают. Но это редко. Я так понял, что у вас есть претензии к службе охраны в вашем офисе. Все претензии – к вашему руководству. Это оно установило такие правила, а охранники выполняют требования заказчика. Если вам неудобно – пусть сделают так, как вам удобно… Вот у меня был случай. Идём к президенту: председатель КНБ Альнур Мусаев, министр внутренних дел Каирбек Сулейменов, кто-то ещё… А перед входом в приёмную – «рамка». Пытались пройти сбоку, а прапорщик: «Извините, вы должны пройти здесь»… Понятно, что началось: «Я каждый день здесь прохожу, ты здесь кто?». А в ответ: «Извините, это требование инструкции». Реакция была – ну вы догадываетесь… И всё равно пришлось пройти через «рамку».
– Так эту инструкцию утвердил руководитель Администрации президента!
– Булат Абдрахманович, а можно заменить злого охранника обычным пенсионером, который и будет спрашивать пропуск?
– Это дело хозяина: содержать пенсионера или держать охрану. Устроит вахтёр – ради бога!
– И всё-таки каков экономический эффект от охраны?
– Вы платите за вашу безопасность. Вот яркий пример. «Казцинк» тратит до миллиона долларов в год на техническое оснащение мер безопасности объектов. Потому что там умеют считать свои деньги. И там ещё работали 3-4 охранных компании.
– Зачем ещё 3–4?
– Чтобы они контролировали друг друга, чтобы была конкуренция! Чтобы не допустить хищений и других правонарушений. Вот вам экономическая эффективность нашей работы. Охраны много не бывает…