Базар двух государств: где пусто, а где густо
Сотовые телефоны, телевизоры и велосипеды можно купить по той же цене, что и в Китае, причём без растаможки. Собственно для этого и была придумана знаменитая казахстанско-китайская «барахолка» – Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Но пока торговля бурлит только на китайской стороне. Строительство торговых и туристических объектов идёт сумасшедшими темпами. Почему казахстанская сторона не столь активна? Что мешает отечественным инвесторам возводить здесь бизнес-центры, рестораны и выставочные павильоны? В поисках ответа на эти вопросы «Мегаполис» отправился на казахстанско-китайскую границу.
В «Международном центре покупки Синьцзяньюань» в нос било китайской едой и незнакомыми специями. Здесь ещё не так много посетителей, поэтому мы свободно гуляли по коридорам, заглядывали в каждый магазинчик и приставали к продавцам с вопросами. А китайцы на ломанном русском или казахском языке пытались нам объяснить, где «нормальный» товар, где «хороший», а где «чуть-чуть лучше». Что в переводе означает: явная подделка, подделка среднего качества и хорошая подделка (иногда оригинал).
ВСЁ КИТАЙСКОЕ: И «ПАНАСОНИКА», И «САМСУНГА»
Кстати, их сервису нашим продавцам следует поучиться. Стоило только нашему фотокору поинтересоваться, сколько стоит шезлонг, как китаец усадил его в это «кресло», положил под голову подушку и на калькуляторе набрал 6000 тенге. В итоге шезлонг мы купили за 5800. В алматинских магазинах такой стоит 16 тысяч тенге. В том же торговом центре на витринах красовались многочисленные варианты китайских телефонов Samsung Galaxy S4. «Нормальный» стоил 7 тысяч тенге, «хороший» – 12–15 тыс. тенге. Тот, что «чуть-чуть лучше» – 20 тысяч. Последний на алматинском рынке «впаривают» за 50 «штук». Так что почувствуйте разницу! Резину на редакционный автомобиль Toyota FJ Cruiser нам предлагали по 100 долларов за одну шину. В Алматы такая стоит 34 тыс. тенге. Велосипеды, что у нас продают за 50 тысяч тенге, здесь можно купить за 18 тысяч.
– Сколько это стоит? – спросила я, ткнув пальцем в чемодан на колёсиках с ручкой и кодовым замком.
– Пясь тысяс пятисот тенге, – разулыбался китаец.
– Давай за 3500? – стала я «ломать» продавца.
– Нет-нет, это хороший сумка, – замахал он руками.
– Тогда за 4500?..
На том и сговорились. Торговаться здесь нужно во всех магазинах и бутиках. Мне показалось, что китайцам это даже нравится. А ещё здесь нужно разбираться, где настоящий товар, а где «нормальный». Китайцы без зазрения совести продают свою кухонную технику под российской торговой маркой Vitek. На витрине даже стояла электромясорубка «Кулинарушка». Правда, в названии фирмы буквы скакали то вниз, то вверх. Да и сама техника была неестественно лёгкой и хрупкой. Но для неосведомлённых хозяек вполне может «прокатить» за российскую. Китайский телевизор Arto, диагональ 1,2 метра, 3D нам предлагали за 700 долларов!..
– Так он же китайский, завтра сломается, – фыркнула я.
– Висё китайское: и «Панасоника», и «Самсунга», – радостно объяснил продавец и махнул рукой в сторону витрины с «фирменными» телевизорами.
Очень популярны здесь детские игрушки, хотя наши санитары и эпидемиологи запрещают их продавать в казахстанских магазинах. Роботы-пауки, вертолёты и супермашины – всё идёт нарасхват. Казахстанские покупатели толпились в отделе с китайскими лекарствами. Особенно их интересовал стимулятор половой функции под названием «Сильный и крепкий», после которого «стоит 180 минут». А ещё там можно купить по дешёвке хорошее постельное бельё, обувь, лампы на солнечных батареях. И наша журналистская компания оставила здесь все свои наличные.
МОГУТ И РУКУ ОТРУБИТЬ?
Уже сейчас на китайской стороне МЦПС, как грибы, вырастают многоэтажные гостиницы, рестораны, торговые дома, представительства компаний и даже школы.
– До конца января будут запущены ещё три торговых центра, такие же, как вы видели, – поведала нам представительница АО «МЦПС «Хоргос» Алия Жакыпкызы. – В конце года начнётся строительство большого комплекса на 360 тыс. квадратов. Осенью ожидается запуск медицинского центра, планируют построить баню в китайском стиле…
СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"
МЦПС «Хоргос» – совместный казахстанско-китайский проект, в рамках которого бизнесменам предоставляют условия для реализации своей продукции. Там же они могут оценить товары конкурентов, не выезжая в Китай. Пребывать на территории казахстанской и китайской части без оформления виз можно до 30 суток. Сегодня каждый посетитель центра имеет право беспошлинно вывезти для личного пользования товар на сумму, не превышающую 1500 евро и не более 50 кг. Свободное перемещение лиц, транспортных средств и товаров между китайской и казахстанской частями возможно только через специальный переход. В данный момент попасть на территорию МЦПС можно только при наличии загранпаспорта. Начало полномасштабного функционирования центра намечено на 2018 год.
Но это всё на территории китайцев. А что делается на нашей стороне? На сайте говорится о бизнес-центрах, выставочных павильонах, бассейнах и гостиницах. Но ничего этого пока нет. Нельзя сказать, что здесь вообще ничего не делается. От поста КПП до МЦПС мы ехали по новой дороге, вдоль которой стояли фонари. Любовались ёлками, высаженными на обочине, ограждением с сигнализацией и камерами. Обратили внимание и на строящуюся дамбу вдоль берега реки. Два года назад специалисты «Казгидропроекта» утверждали, что возводить здания здесь нельзя, это место селеопасное. Тогда было немало критиков генплана МЦПС. Но, скорее всего, этот центр не могли построить иначе. Тут два варианта: «оттяпать» часть земли у казахстанской или китайской стороны для строительства центра или укрепить берега и установить селезащиту. Ну, какая страна захочет уменьшить свою территорию? Значит, выход только один: дамбы и укрепления. Хоть и совсем не дешёвый.
На нашей стороне нет ни гостиниц, ни бассейнов. Зато здесь построили административное здание МЦПС, корпусы для МЧС, пожарных служб, РОВД и медицинских служб.
– Здесь люди до 30 дней могут находиться без визы. Значит, нужно кому-то отвечать за правопорядок в этой зоне, за здоровье людей, – объяснил вице-президент АО «МЦПС «Хоргос» Ерик Есенбаев.
– И по каким законам будут наказывать нарушителей?
– На нашей территории – по казахстанским. На их – по китайским.
– То есть за воровство там могут отрубить руку?
– Насколько я знаю, за воровство руку отрубают в арабских странах. В Китае очень важно сохранить рабочую силу, поэтому там руки не портят, – ответила Алия Жакыпкызы.
На казахстанской стороне есть свой торговый павильон, правда, маленький, похожий на крытую торговую лавку. Проезжая мимо него, видели, как китаянка везла на велосипеде штук 20 коробок с каким-то казахстанским печеньем.
– Пока наши предприниматели мониторят рынок: выясняют, чем здесь выгоднее торговать. Большой популярностью у китайцев пользуются казахстанские шоколадные конфеты, минералка, наши помидоры, арбузы и огурцы. Видимо, в наших овощах меньше химии, – рассказал вице-президент.
В КИТАЙСКУЮ ЗОНУ ПО УДОСТОВЕРЕНИЮ?
На строительство необходимой инфраструктуры центра из республиканского бюджета уже потратили 35,8 млрд тенге.Как сообщили представители АО «МЦПС «Хоргос», по проекту было заключено 24 договора с инвесторами на строительство 38 объектов с общим инвестиционным бюджетом около 87,3 млрд тенге. Но пока только ТОО «SenkoLancasterSilkRoadLogistics» построило свои логистические терминалы.
– Почему наши инвесторы не такие активные, как китайские?
– Чтобы их расшевелить, нужно решить массу вопросов, – объяснила Алия Жакыповна. – С одной стороны, мы входим в Таможенный союз. С другой стороны, есть соглашение между Казахстаном и Китаем. И здесь нужно найти золотую середину и отрегулировать законодательные вопросы в рамках договоров с Россией, Белоруссией и Китаем. Во-вторых, нужно заинтересовать казахстанцев, чтобы активизировать торговлю. Для этого нужно решить вопрос о въезде наших граждан на территорию МЦПС по удостоверениям личности. Большую роль может сыграть отмена однодневного безвизового режима посещения приграничной ярмарки в КНР. Если это произойдёт, то весь поток «челноков» пойдёт сюда.
– Чем больше будет людей – тем больше товаров будут предлагать. С другой стороны, число покупателей вырастет, если предложение товаров повысится.
– И это тоже будем решать. Особенно вопрос качества товаров, предлагаемых китайской стороной. Китай заинтересован в этой торговой площадке. Там предусмотрены налоговые льготы для владельцев гостиничного и ресторанного бизнеса. У нас этого нет. Считается, что этот вид деятельности себя оправдывает. А для привлечения инвесторов это важно. У нас есть льготы и преференции для инвесторов, работающих в приоритетных направлениях. Они освобождаются от КПН, налога на имущество, уплаты таможенных пошлин, арендной платы на земельный участок, уплаты земельного налога и НДС.
– Насколько активно проявляют интерес к проекту иностранцы?
– Практически каждый день приезжают. Мы вели переговоры с немецким консулом, инвесторами из Гонконга, Сингапура, России, Китая и многих других стран. Сейчас они считывают свои риски, думают. Просто идёт накопление критической массы, которая может в один момент «выстрелить». Когда увеличится предложение товаров на китайской части МЦПС, последует взрыв интереса к проекту. К сожалению, для многих инвесторов однажды будет поздно проявлять активность. Период инвестиций не безграничен.
– Если будет выбор между китайским, казахстанским и российским инвестором, у вас будут предпочтения?
– Желательно, чтобы это были казахстанские компании. Нужно дать им такую возможность. Но если выбирать среди иностранцев, то по большому счёту, нам всё равно. Главное, чтобы проект был хороший, соответствующий целям и задачам.
– Можете назвать казахстанских инвесторов, заинтересованных в проекте?
– Например, «Ирада Стройинвест» планирует построить логистический терминал, – поддержал коллегу Ерик Кабышкенович. – «Казпочта» уже имеет здесь филиал. Практически все отечественные банки заинтересованы вкладывать средства в наши проекты для расширения своего бизнеса.
– А среди отечественных инвесторов есть такие, что не выполняют свои обязательства? То есть договоры подписаны, но земля пустует, стройка не начинается…
– Есть такие прецеденты. И мы сейчас готовим судебные иски. Таких случаев совсем мало. Думаю, в будущем сможем этого избежать. Мы ужесточим свою политику, будем изучать финансовую дееспособность инвесторов.
– Так когда же мы увидим те самые бизнес-центры, бассейны и выставочные комплексы, которые до сих пор в проекте?
– Дело в том, что уже пора переписывать концепцию. Казахстанцы больше покупают, чем продают, – продолжила Алия Жакыпкызы. – Поэтому нужно делать ставку на туризм и бизнес-контакты. В будущем усилится и бизнес-поток, и интерес инвестировать в казахскую часть. Многое пересмотрим. Предполагалось, что эти объекты будут большой мощности. Но с тех пор многое изменилось. И теперь мы понимаем, что такие громоздкие мощности не нужны.
– Макет центра придётся поменять?
– Да. Он будет другим.
– В сторону удешевления?
– Не обязательно. Всё будет зависеть от архитектурного решения…
ПРО ДОРОГИ И КУЛЬТУРУ ВОЖДЕНИЯ
Ерик Есенбаев заметил, что после строительства дороги «Западная Европа – Западный Китай» поток туристов повысится. Одно дело – ехать сюда из Алматы по ямам и колдобинам. Другое – «лететь» по автобану. А ещё нужно повышать культуру вождения. В этом мы убедились сами. По дороге назад в посёлке Маловодное в наш джип врезалась Mazda 626. А всё потому что водитель Nissan Qashqai весьма странно отреагировал на сигнал ДПС-ника: остановился прямо посреди дороги. Мы успели затормозить, а вот водитель автомобиля Mazda – нет. Увидев всю эту картину, водитель Nissan решил технично покинуть место ДТП. Слава богу, наш Сергей вовремя остановил его. Между ними вспыхнула перепалка. Но ДПС-ник, стоящий в 50 метрах, никак не реагировал на происходящее. Только минут через 15, когда собралась толпа зевак, он решил проявить интерес к ДТП. Водитель Nissan отвёл представителя правопорядка в сторонку и стал с ним о чём-то шептаться. В итоге виновник ДТП уехал с места происшествия первым…
РАЗМИНУЛИСЬ С ВИЦЕ-МИНИСТРОМ
Но оставим «мелочи» в стороне. Сейчас решаются большие вопросы. Сразу после нашего посещения МЦПС состоялось очередное заседание казахстанско-китайской рабочей группы для выработки предложений по дальнейшему развитию и управлению центром. Между прочим, вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Рау приехал со своей свитой на встречу по железной дороге. По знаменитому направлению Алматы – Алтынколь. Делегацию от китайской стороны возглавил заместитель председателя по административной части Народного правительства СУАР КНР Хуан Вэй. И все те моменты, о которых мы говорили с представителями АО «МЦПС «Хоргос», обсуждались на высоком уровне. Подняли также вопросы правопорядка на территории МЦПС «Хоргос» совместном управлении центром и об ускорении строительства объектов. Только вот что конкретно решила казахстанско-китайская рабочая группа – пока неизвестно.
_____________________________________________________________________________________
СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"
С расчётного счёта АО «МЦПС «Хоргос» два раза похищали деньги. Первый раз экс-президент компании Н.Сейдали вместе с руководителем дочернего предприятия ТОО «Хоргос-Сервис» Е. Рахимбаевым и директорами подрядных организаций С. Белозёровым и Д. Даулетовым вывели свыше 500 млн тенге. Эти господа были осуждены с конфискацией имущества. Второй раз у компании украли 70 млн тенге. В этом деле были замешаны директор Жаркентского отделения АО «БТАБанк», его главный бухгалтер, кассир и заместитель начальника Налогового управления по Панфиловскому району. Налоговику достался куш в размере 9 млн тенге. В ходе расследования выяснилось, что он проиграл эти деньги в казино.