Контроль за исполнением антикоррупционного законодательства в Вооружённых силах Казахстана, как недавно в Астане заявил заместитель министра обороны генерал-майор Багдат Майкеев, «обеспечивает действенность проводимых мер по борьбе с коррупцией». Но примеров этих жёстких мер уважаемый генерал не привёл, имён злостных коррупционеров не назвал, совещание закончил без перерыва, как будто галочку поставил в отчёте, и вздохнул облегченно. Между тем весенние проверки в войсках со стороны военной прокуратуры и Совета безопасности недостатки выявили довольно серьёзные. Кроме того, только за прошлый год в армии было зафиксировано 41 преступление. Большинство из них – коррупционные...

Генерал-майор Багдат МАЙКЕЕВ: «Коррупция представляет собой системную угрозу безопасности Казахстана...»

А в минувший четверг министр обороны Адильбек Джаксыбеков снова был вынужден напомнить своим офицерам, что воровать и служить Родине «спустя рукава» – большой грех. Заседание коллегии он провел в режиме online.

– Не стоит останавливаться на достигнутом, – сказал глава оборонного ведомства в ходе заседания. – Всё должно быть под жёстким контролем.

По словам Адильбека Джаксыбекова, заседания антикоррупционной комиссии проводятся всеми командуюшими на постоянной основе с периодичностью не реже одного раза в месяц.

– Борьба с коррупцией должна вестись бескомпромиссно и постоянно. Этим вопросом должны заниматься не только органы военной полиции, но и начальники, и командиры частей. Для нас текущий год является знаменательным. К этому рубежу мы подходим с хорошими показателями. В рамках индустриально-инновационной программы продолжается динамичное развитие оборонно-промышленного комплекса, что является большим вкладом в развитие экономики страны. Необходимо увеличивать параметры казахстанского содержания. Наши производители должны модернизировать производственные мощности, расширять номенклатуру выпускаемой продукции, улучшать качество проводимых работ. Эти меры направлены на модернизацию парка военной техники и вооружения, который должен обновляться ежегодно, ведь от этого зависит состояние боеготовности подразделений и частей. Сегодня наша армия – предмет гордости всех казахстанцев. Воинская служба сейчас стала почётной и престижной. И это, пожалуй, главное достижение нашего Верховного Главнокомандующего, всех граждан нашей многонациональной родины в преддверии 20-летнего юбилея Вооружённых сил...

Два часа высший командный состав армии анализировал совершённые коррупционные преступления и правонарушения за прошлый год, обсуждал вопросы оборонки и итоги отопительного сезона. Проблем и срывов не было, значит, руководство главного управления расквартирования войск во главе с полковником Абдихалыком Базаркуловым сумело правильно организовать эту работу и мобилизовать подчинённые части на местах. Адильбек Джаксыбеков поставил задачу – уже сейчас начать подготовку к зиме: провести все мероприятия по обслуживанию соответствующих систем, зданий и сооружений в военных городках.

Кроме официальных докладчиков никто из офицеров высшего звена заслушан не был, соответственно, никто не понёс каких-либо взысканий и нареканий в свой адрес. Сухими из воды вышли даже те командиры и начальники, чьи подчинённые в прошлом году изрядно «засветились». По оценке участников коллегии, очередное заседание носило мирный предъюбилейный характер, а её председатель – гражданский министр обороны Адильбек Джаксыбеков никому весеннее настроение не испортил, никого из генералов не пожурил и тем более с должности не снял. Может, потому, что чуть ранее «искры высекал» его заместитель генерал-майор Багдат Майкеев, утверждая, что коррупция представляет собой «системную угрозу безопасности Казахстана, угрожающая стабильности государства и общества и препятствующая проводимым экономическим и социальным реформам».

– План по противодействию коррупции в Вооружённых силах РК на 2011–2015 годы, утверждённый приказом главы оборонного ведомства, доведён до всех категорий военнослужащих под роспись, – резюмировал на совещании в Астане замминистра обороны. – Задачи конкретные поставлены – активизировать работу, направленную на противодействие коррупционным проявлениям, способствовать соблюдению принципа неотвратимости наказания за совершение коррупционных правонарушений в войсках.

ЕСЛИ КТО-ТО КОЕ-ГДЕ У НАС ПОРОЙ…

В теории поставленные министром обороны задачи смотрятся довольно неплохо. На практике – одни расстройства. К примеру, командир разведбата майор Калиев с приказом министра обороны по противодействию коррупции, конечно же, ознакомился и даже подпись свою под документом поставил, а потом взял и уволил сержанта контрактной службы, который сдал финполовцам «с потрохами» вымогателя из его части.

 – В январе сего года командир в/ч № 03811 майор Калиев уволил меня с занимаемой должности в отместку за то, что в ноябре прошлого года я обратился в ДБЭКП по Жамбылской области по факту вымогательства у меня денег помощником начальника штаба по комплектованию. Капитан Дидар Мусабаев требовал с меня 500 долларов за мой перевод из сапёрной бригады в разведбат. Естественно, я наотрез отказался давать взятку этому капитану.

Ержан Шагырбай

С тех пор кандидата в мастера спорта, бывшего морского пехотинца, призёра международных соревнований Ержана Шагырбая, которого в разведбат пригласил начальник штаба этой части на должность снайпера, командир батальона невзлюбил, как говорится, по-чёрному.

– Майор Калиев стал меня в буквальном смысле гнобить и унижать перед сослуживцами, приговаривая при этом, что обязательно подведёт под статью и уволит. Тем самым он грозился показать мне и всем остальным своим подчинённым, как сдавать в финполицию его людей и что за это обычно бывает...

– Вы считаете, что вас из Вооружённых сил уволили незаконно?

– Конечно, незаконно. Я стоял в наряде, когда командир вызвал меня на аттестационную комиссию. Мне задавали провокационные вопросы, снимали все на видеокамеру, затем силой заставили подписать протокол заседания аттестационной комиссии, а также взяли заявление о том, что я не имею претензий к начальству. В состоянии аффекта я был вынужден всё это подписать. Теперь остался без работы, а главное – я остался без любимого дела. По контракту я отслужил 8 лет плюс 2 года срочной службы в морской пехоте... Я всегда стараюсь говорить только правду и поступать честно, однако, каждый раз натыкаюсь на несправедливость. Я пошёл против взяточничества, а значит, против коррупции в войсках и стал костью в горле у командира разведбата. Получается, что тому, кто хочет служить Родине честно, нет места в наших Вооружённых силах? С высокой трибуны генералы говорят об активизации борьбы с коррупцией, но тут же забывают о ней, как только с трибуны спускаются. Как минимум, это не честно.