На круглом столе в НЦЭЛС и МИ для врачей и фармакологов в рамках международной Недели безопасности фармакотерапии обсуждалась важность своевременных сообщений о нежелательных побочных эффектах от лекарственных препаратов. В обсуждении в онлайн-формате приняли участие медработники из всех 20 регионов Казахстана.

"Сообщение может повлиять на отношение к препарату во всём мире"

Руководитель департамента фармаконадзора и мониторинга безопасности, эффективности и качества медицинских изделий НЦЭЛС и МИ Малик Абдрахманов перед началом своей презентации напомнил участникам про талидомидовую трагедию, которая заставила многие страны пересмотреть существовавшую на тот момент практику сертификации лекарственных средств, ужесточив требования к препаратам.

Талидомид – седативное снотворное лекарственное средство, получившее широкую известность из-за своей тератогенности. После того как было установлено, что в период с 1956 по 1962 год в ряде стран мира родилось, по разным подсчётам, от 8000 до 12 000 детей с врождёнными уродствами, обусловленными тем, что матери принимали препараты талидомида во время беременности.

По словам Абдрахманова, чаще всего административные органы, администрация больниц, медорганизации стараются скрыть такие случаи.

"Это совершенно неверный подход. Объясню почему. Информирование о нежелательных реакциях помогает сделать лекарственные препараты более безопасными. В результате накопления данных они потом вносятся в инструкцию по лекарственному средству, где можно будет отметить, что таким-то, таким-то пациентам не рекомендуется приём этого лекарства", – пояснил глава департамента.

Он также заметил, что есть лекарственные реакции, которые невозможно предусмотреть, это чаще всего аллергические реакции.

Все данные о "побочках" вносятся в единую национальную базу. Там проводится анализ и оценка побочного действия. База передаётся в международную глобальную базу данных в городе Уппсала в Швеции, в специальный центр ВОЗ для оценки побочных действий.

Ежегодно в Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медизделий поступает более 3000 карт-сообщений. В текущем году активную работу по отправке "желтых карт" ведут медицинские организации Караганды, Астаны, Алматы и Шымкента. Важно, чтобы и другие регионы в будущем повышали свою активность. По результатам анализа поступивших с начала года карт-сообщений были приостановлены регистрационные удостоверения 20 лекарственных средств и внесены изменения в инструкции по медицинскому применению более 800 лекарственных средств.

"То есть любое ваше сообщение по какому-то препарату может повлиять на отношение к препарату во всем мире, оно может стать той самой капелькой, статистической достоверной частью, которая позволит внести потом для какого-то препарата или международного действующего вещества изменения в инструкцию или запретить его использование", – подчеркнул Малик Абдрахманов.

Минимальный уровень – 100 сообщений на миллион населения, 200 – приемлемый уровень для поиска закономерности. 

"Мы недотягиваем. Это плохо. Поэтому я вас очень прошу, привлекайте, пожалуйста, ваши ресурсы, ваших врачей к информированию по побочным действиям", – обратился к участникам глава департамента.

"Благодаря обращениям лекарства становятся безопаснее"

Национальный координатор программы иммунизации Странового офиса Всемирной организации здравоохранения в Казахстане Канат Суханбердиев перед началом обсуждения рассказал, что первая неделя ноября известна в мире как Неделя безопасности лекарственных средств, и на сегодня 80 стран объединили усилия в этом направлении.

Круглый стол в НЦЭЛС и МИ для врачей и фармакологов / Фото Informburo.kz

"Цель этой кампании – побудить людей, а люди – это пациенты, это мамы и папы, это врачи и медсёстры, сообщать о побочных эффектах от лекарств и препаратов. Даже когда уже лекарство или вакцина допускаются на рынок, надзор за безопасностью лекарства продолжается, даже за элементарным лейкопластырем, например. Поэтому очень важно, чтобы не только медработники, но и само население активнее и больше сообщали нам о любых нежелательных проявлениях", – обратился к населению Канат Суханбердиев.  

Эти сведения нужны, чтобы понимать, как справляться с нежелательными реакциями. Благодаря обращениям лекарства становятся безопаснее.

Нежелательная реакция на лекарственный препарат – это непреднамеренная неблагоприятная реакция организма, связанная с применением лекарственного препарата и, возможно, предполагающая наличие причинно-следственной связи с применением данного препарата.

Образец отправки обращения через мобильное приложение DariKZ

По его словам, необходимо укреплять партнёрство и сотрудничество между системой здравоохранения и населением, потому что медицина работает для людей.

"Нужно проводить обучающие тренинги среди сотрудников аптек, фармакологов, врачей и других медработников, в том числе частных организаций. Везде, где люди получают лекарства, вакцины или любые медуслуги, должны быть памятки с QR-кодом, куда можно обратиться. Ну, а если вы - врач, и пациент испытывает побочный эффект от приёма лекарства, то обязательно сообщайте об этом. И это надо делать как можно скорее. Информация, которую мы загружаем в систему, помогает нам сделать лекарство более безопасным для пациента, что в будущем может привести к улучшению рекомендаций по назначению лекарств и улучшить результаты лечения", – напутствовал Канат Суханбердиев, отметив, что культура подачи "жёлтых карточек" со стороны врачей пока также остаётся крайне низкой.

В казахстанской системе здравоохранения форма отчётности о побочных действиях известна как "жёлтые карточки". Они помогают получить дополнительные знания о нежелательных проявлениях.

Куда и как обращаться?

Есть несколько способов сообщить о нежелательной побочной реакции:

  • Сообщить своему лечащему врачу о возникших осложнениях. Тогда вы вместе с доктором заполняете на сайте НЦЭЛС и МИ карту-сообщение о нежелательной реакции.
  • Обратиться к производителю лекарства через контакты в инструкциях лекарств.
  • Заполнить форму на сайте NDDA.KZ.
  • Отправить карту-сообщение через мобильное приложение DariKZ.

Руководитель департамента цифровизации НЦЭЛС и МИ Тимур Жумахаев сообщил, что многие пациенты или врачи могут не сообщать о нежелательных реакциях на лекарства, остерегаясь или опасаясь ответственности.  

"Бояться не нужно. По закону никакая ответственность за такие сообщения не предусмотрена. Эта информация очень важна как для национального, так и для международного здравоохранения. Мы ведём ежедневный мониторинг обращений и затем систематизируем и анализируем их. На сегодня на сайте NDDA.KZ зарегистрированы более 4000 пользователей, а через мобильное приложение DariKZ подано за этот год около 30 карт-обращений", – поделился статистикой Тимур Жумахаев.

"Не забывать и предупреждать"

Клинический фармаколог городской поликлиники №5 Астаны, доцент и кандидат медицинских наук Сауле Буркитбаева отметила, что любое лекарство – это прежде всего смесь химических элементов, в любом случае имеющих воздействие на организм человека, в том числе нежелательное и побочное.  

"При назначении лекарства медработники никогда не должны забывать о побочных действиях и заранее предупредить о них пациента. Многие полагаются на то, что пациенты внимательно читают инструкции. Но люди, в основном, читают инструкцию по применению и противопоказания, зачастую забывая изучить побочные действия. На сегодняшнем круглом столе мы получили много полезной и важной информации об уровне осведомлённости населения и специализированные сведения для медработников, как подавать такие обращения. Всё это имеет цель повысить качество медуслуг и лекарств", – прокомментировала Сауле Буркитбаева.  

По её словам, такие круглые столы и семинары для медработников, сотрудников аптек и специалистов в сфере фармакологии нужно проводить как можно чаще.

Кандидат медицинских наук, PhD, MD, доцент кафедры клинической фармакологии НАО "Медицинский университет Астана", вице-президент Ассоциации клинических фармакологов и фармацевтов и главный внештатный клинический фармаколог Минздрава Лариса Макалкина полагает, что должна быть чёткая стратегия с понятными целями и задачами, включающая активное обучение, с вовлечением всех заинтересованных групп: врачей, фармацевтов и населения.

"Нужно усилить именно информационную кампанию на всех уровнях, чтобы все об этом знали. Мы должны понимать, что это общее дело и общая ответственность. Это должна быть устойчивая информационная кампания и систематизация данных. Если мы все вместе будем говорить об этом, подавать по побочным действиям "жёлтые карточки", это будет способствовать правильному применению лекарственных средств", – акцентировала Лариса Макалкина.

Во время двухдневного круглого стола прозвучал один из важнейших тезисов: важен диалог и доверительная коммуникация между врачом и пациентом, особенно при развитии побочных действий. Ведь, в первую очередь, пациент в случае чего обвинит не свой организм, не лекарство, а врача, который лекарство назначил. Притом что врач может быть абсолютно ни при чём. И в таких случаях важно не противостоять друг другу, а взаимно помогать найти причины и лечить.