Жакип Асанов придумал, как освободить судей Казахстана от двух миллионов дел
Он предложил освободить судей от разбора материалов, где нет конфликтов. Например, от санкций по делам судебных исполнителей.Председатель Верховного суда РК Жакип Асанов заявил, что 70% дел в судах не содержат споров, но забирают время и силы судей.
"Надо сосредоточить судей на делах, где есть споры и конфликты. Сейчас в 70% судебных дел споров нет, там всё очевидно", – сказал Жакип Асанов на международной конференции на тему: "Механизмы разрешения инвестиционных и коммерческих споров в Казахстане и странах ОЭСР".
В 2016 году суды рассмотрели 1,7 млн дел и материалов, в 2017 году – 2,7 млн, в этом году ожидают увеличения дел до 3,8 млн. В основном нагрузка легла на плечи судей городских и районных судов. Их по штату должно быть 2100, но по факту – 1800.
"Возьмём санкции, которые просят судоисполнители: за девять месяцев их 2 млн – удовлетворены почти 100%. Судья физически не в состоянии разобраться во всём этом. Мы хотели, чтобы судья пресекал злоупотребления судебных исполнителей, но этого не происходит. Поэтому мы предлагаем оставить судьям только те санкции, где речь идёт об ограничении конституционных прав граждан. К примеру, запрет должникам выезжать за границу – это, конечно, надо оставлять судьям. А что касается других санкций, то по банковским счетам могла бы давать санкции прокуратура, у неё есть все полномочия, она сама может проконтролировать и инициировать лишение лицензии, если судоисполнитель злоупотребляет. Задача суда не заверять действия судоисполнителя, давая ему санкцию, а решать споры", – пояснил глава Верховного суда РК.
Жакип Асанов также предложил рассматривать коммунальные споры у нотариусов, а не у судей.
"Есть ещё категория дел, где нет спора, но ими занимаются судьи. Это сотни тысяч запросов КСК по коммунальным долгам. По закону КСК может пойти и к нотариусу, и к судьям. К нотариусу никто не идёт, все идут к судьям. Судьи удовлетворяют 100%. Здесь тоже полный формализм, так как у судьи просто нет времени копаться в чеках и квитанциях, тем более должники не оспаривают эти долги. Если оспариваются, то, конечно, это должен рассматривать суд. Но мы ведём речь о делах, где нет спора. Поэтому предлагаем убрать эту альтернативу, чтобы запросы КСК шли прямо к нотариусам, и заодно мы дисциплину должников поднимем", – заявил он.
По его словам, в этом году коллегия по инвестиционным спорам рассмотрела 50 гражданских споров, из них 33% решены в пользу инвесторов.
"Мы меняем стереотип, что суд всегда поддержит государственный орган, а не частную компанию", – подчеркнул он.
На 2018-2021 годы по программе "Цифровой Казахстан" Верховный суд подал заявку на 2,8 млрд тенге.
"Это небольшие деньги. Поддержано пока ноль. Пользуясь присутствием депутатов, членов Правительства, просим поддержать нас. Коллеги, все эти предложения пойдут как часть комплекса мер, которые президент поручил нам и Правительству разработать до конца года", – продолжил Асанов.
Он перечислил пять пунктов, которые Верховный суд будет реализовывать совместно с Правительством.
"Первое – сосредоточить суды на делах, где есть реальные споры и конфликты. Второе – снизить конфликтность в обществе, эффективно используя потенциал примирения. Третье – как и страны ОЭСР ввести административную юстицию, чтобы улучшить качество сервиса государственного сектора. Четвёртое. Чтобы судья полноценно разобрался по каждому спору и вынес справедливое решение, необходимо его наделить правом на процессуальную активность. Правосудие нам надо сделать предсказуемым на основе цифровой аналитики", – заключил Асанов.